Так пусть и играют. А тройки и четверки по русскому – ну что ж. Лучше так, чем они окончательно поверят, что в жизни есть только слово «надо» и ничего больше.

Поэтому теперь у нас новые правила, призванные дать моим детям возможность оставаться детьми:

Час свободного времени

У них всегда, даже в самый загруженный занятиями день, должен оставаться как минимум час свободного времени дома, когда они в своей комнате делают что хотят, а взрослые входят к ним только со стуком. Этот час – не гуляние, не мультики, и не игры в телефоне. Это именно ничегонеделание, дуракаваляние.

Перерывы

Если я не могу сделать так, чтобы между общеобразовательной школой и музыкальной было хотя бы два, а лучше три часа времени, я снимаю их с последних уроков в обычной школе, а то и вовсе не веду их туда. Может быть, кто-то из детей так и может, не теряя при этом ни желания, ни способности к обучению, но мои – нет. А заниматься с ними Изображением Бурной Деятельности – я не хочу принципиально.

Не «надо», а «хочу»

Все развлечения, которые нужно организовывать и куда нужно специально добираться – театр, лекции, музеи, кино – это тоже для детей большая нагрузка. Кроме того, это в принципе должно быть очень желанным событием, иначе в нем вообще нет никакого смысла. Ведь все перечисленное – по своей сути – про «хочу», а не про «надо». А значит, и не стоит ходить туда слишком часто, чтобы это «хочу» успело родиться в душе ребенка, сформироваться и окрепнуть до внятного, в идеале – вслух высказанного желания. Так что два раза в месяц, на самом деле, более чем достаточно. И вообще надо сто раз подумать, занимать ли выходной выходом в свет, или стоит побыть дома и, может быть, если будет настроение и подходящая погода, выбраться на ближайший каток. Или не стоит.

Один день, одно дело

Ну и главное правило выходных, которого я придерживаюсь: один день – одно дело. Никакого нагромождения событий типа – утром кино, днем каток, вечером гости. Одно дело. Или кино, или каток, или гости. И много свободного времени вокруг. Тогда это – выходные, а не загруженный до предела изматывающий день.

Если следовать этим правилам, у детей (во всяком случае, у моих) остается время на то, что почему-то называется ничегонеделанием, а на самом деле является самым нужным для людей любого возраста действием – пребыванием с самим собой наедине. Проще говоря, у них остается время побыть детьми. А это стоит всех пятерок и спектаклей мира.

Автор: Катерина Антонова