Для дневного сна родители должны принести в школу постельное белье. Его выдают домой для стирки один раз в две недели. Во многих школах никакое постельное белье не требуется – к ужасу российских родителей дети отдыхают на матрасиках, не снимая одежды, а порой – и обуви. Именно поэтому в рекламных объявлениях русских садов обычно подчеркивают: «У нас дети спят в кроватях».

1

В классе есть парты, пособия по математике и чтению, маленькая библиотека, светящийся столик, игрушечная кухня, вешалка со всевозможными костюмами для сюжетных игр, музыкальные инструменты, столы для игры с песком и водой. Везде висят таблички: «Я помню, что надо убирать за собой игрушки», «Я помню, что надо дожидаться своей очереди», «Я помню, что перед едой надо мыть руки». На двери класса – фотографии всех учеников.

Звонить в школу разрешено только в определенные часы, а большую часть информации родители получают через папки. У каждого ученика есть школьная папка, куда учителя вкладывают домашние задания и письма. Корреспонденция бывает самой разной: форма, которую надо подписать, чтобы ребенок поехал на экскурсию с классом, просьба принести на занятие яблоко определенного сорта или семейную фотографию, ежемесячный отчет об учебной программе, включающий даже список новых для детей слов и понятий. Например, когда дети изучали тему «Мои пять чувств», им рассказали о таких вещах как шрифт Брайля и жестовый язык.

1

Родители должны проверять эти папки каждый день и следить, чтобы сделанное домашнее задание было вложено назад в папку, – его потом вернут с нарисованным смайликом или одобряющим стикером. Уже на второй месяц посещения pre-K папка моей дочери выглядела очень весело: потрепанная, разрисованная, обклеенная зверушками и принцессами.

Домашние задания дают далеко не каждый день, и они не слишком сложные: раскрасить картинки, обвести буквы, цифры и слова, вырезать, сделать коллаж – четырехлетние дети справляются с этим с минимальной помощью родителей. Никаких сложных творческих работ на дом не задают – осенние поделки создаются на занятиях, а не родителями по ночам. Тем не менее, родителей активно вовлекают в жизнь садика: можно прийти прочитать всем детям книжку, испечь с ними печенье или рассказать о чем-нибудь, например, о своей работе, если малыши сейчас изучают профессии.

1

У детей есть небольшие обязанности: кто-то помогает накрывать на стол (lunch helper), кому-то поручают придерживать дверь (door holder), кто-то отвечает за ведение дневника погоды (weather person), а кто-то по утрам сообщает всем сегодняшнюю дату и день недели (calendar person). Каждый понедельник обязанности перераспределяются, так что все успевают заняться каждым делом – и не по одному разу.

Основной метод наказания за плохое поведение – тайм-аут. Разбушевавшийся ребенок сидит на скамеечке и не играет с другими. Долгими тайм-ауты не бывают, обычно детям хватает нескольких минут, чтобы успокоиться. Зато хорошее поведение поощряется: в классе висят три круга — красный, желтый и зеленый. В зависимости от поведения табличку с именем ребенка могут перевешивать с одного круга на другой, а в конце дня те, чье имя осталось на зеленом круге, получают маленький приз – стикер, пластиковое колечко, свисток или красивую картинку.

1

Конечно, как и в любом детском коллективе, первое время ученики часто болеют. Правила такие: ребенок не может посещать садик, если у него высокая температура, он плохо себя чувствует или должен принимать лекарства. Заболевшего в середине дня малыша отправят в кабинет директора, где он будет сидеть и листать книжки, пока за ним не придут родители, если же ситуация срочная — учителя позвонят семейному врачу ребенка. С насморком и кашлем можно ходить на занятия, но ребенок должен уметь самостоятельно сморкаться, вытирать нос и прикрывать ладошкой рот, когда кашляет.

Для меня главное, чтобы в садике нравилось моей дочери. Она обнимает учительницу на прощание, с удовольствием рассказывает мне о занятиях, называет игрушки именами одноклассников и устраивает для них праздники, а по утрам несется в класс, снимая рюкзак на ходу, значит, все хорошо.