От 3  до 7

Если до года родители могут путешествовать исходя только из собственных интересов, от года до двух с половиной – исключительно подчиняясь интересам ребенка, то после трех можно искать баланс, чтобы поездки доставляли удовольствие всем членам семьи. Для этого нужно понимать, что интересно детям, а что нет. Так вот, в младшем дошкольном возрасте большая культура не интересует детей совершенно. Мне встречались люди, которые утверждали, что в четыре года их сын с удовольствием посещал концерты.

Вполне возможно, но лучше ориентироваться не на уникумов, а на обычных людей. Красоты архитектуры оставляют детей совершенно равнодушными, города привлекают только как источник получения мороженого и место нахождения игровых площадок. Понятно, что детям нравятся зоопарки и парки аттракционов, но будет ли это долго вдохновлять родителей?

По-настоящему интересным для всех могут стать красоты природы, национальные парки, старые замки в маленьких городах. Водопады впечатляют всех в любом возрасте. Детям наверняка понравятся прогулки по горам и совместное катание на велосипедах (самых маленьких можно посадить в прицеп). Купание в озерах, рыбалка – замечательные летние удовольствия. Для дошкольников наиболее подходящими являются путешествия в стиле «кантри».

Каким транспортом воспользоваться?

Самолеты и поезда – их плюсы и минусы понятны и очевидны. Паромы – благодаря развитой инфраструктуре очень нравятся детям. Аниматоры, концерты, прогулки по палубам – все это очень интересно, а от батутов в игровых комнатах бывает трудно оторвать даже после прибытия.

Наиболее подходящим транспортом для «кантри» является автомобиль. Он привлекает и возможностью взять много вещей, и свободой передвижения. Но автопутешествие с детьми требует тщательного планирования. Поездка не должна превращаться в пытку. Нужно рассчитывать, чтобы пробеги были не очень длинными, через каждые пару часов дети должны иметь возможность размять ноги, побегать, искупаться. Самая продолжительная часть дневного пробега должна приходиться на дневной сон.

Среднесуточные расстояния должны быть в пределах 200 км и лишь иногда, в исключительных случаях, не более 600 км.

Летом, на мой взгляд, предпочтительней останавливаться в кемпингах. Это значительно дешевле, чем в гостиницах, но что более важно, с детьми это гораздо удобней. Европейские и американские кемпинги довольно комфортабельны, в них чистые и современные туалеты, душевые, кухни. Но самое главное – это прекрасные условия для детей, наличие большой безопасной территории для игр.

Кемпинг кемпингу рознь, но в поездке по Швеции мои дети отказывались останавливаться на ночлег, если в лагере не было батута.

Чему учатся дети? Уважению к опыту родителей: «Как много, оказывается, знают взрослые! Какие они уверенные и умелые! Когда я вырасту, я тоже буду много знать и уметь». Дети учатся наблюдать, плавать, играть в футбол, ловить бабочек и миллиону других «детских» вещей.

Чему учатся взрослые? Радоваться тому, что они родители и могут научить чему-то хорошему своих детей, а также осознанию того, что они – самые лучшие в мире для своих детей: «Надо же, как много, оказывается, я знаю и умею. Надо же, меня слушают. Я умею сочинять сказки, вот уж не знал. Может, действительно, я самый умный путешественник на свете?»

Гаджеты:

Мячи, сачки, удочки. Для походов по пересеченной местности пригодится специальный рюкзак для переноски детей. Возможно, его трудно найти в России, но в наш цифровой век его всегда можно заказать по Интернету. В автомобиле полезно иметь диски с детскими песенками и сказками. При путешествиях на машине также пригодятся складная газовая горелка и котелок – они сильно облегчают быт, делая поездку более автономной и комфортной.

От 7 до 10

Ребенок достиг младшего школьного возраста. В его опыте сотни просмотренных мультфильмов, он читает сказки, фантазирует, его начинают интересовать сюжеты и история. Теперь с ним можно ездить по городам, ходить в театры и музеи, начиная с самых простых, конечно же. Но чем дальше, тем меньше становится возможным предугадать его реакцию. Типичное уступает место индивидуальным особенностям.

В семь лет моя дочка бредила принцессами и дворцами, а из серии «Страна самоцветов» она узнала, что есть такой город Санкт-Петербург, в котором этих дворцов видимо-невидимо. Когда в сотый раз она завела речь о прекрасном Петербурге, я решил – хватит. Пора ехать, пускай увидит город мечты своими глазами. Поездка оказалась насыщенной, но противоречивой.

Вопреки моим ожиданиям Петергоф не произвел на нее никакого впечатления. Ну фонтаны, ну золотые статуи, ну и что? Вот белки на аллеях и духовой оркестр в парке – вот это да! Дворцы Невского проспекта, стрелка Васильевского острова оставили совершенно равнодушной. Но понравилась церковная служба в Казанском соборе и пляж у Петропавловской крепости.

Самый большой восторг вызвал, как ни странно, Эрмитаж. Несколько часов она бурно носилась по залам, с интересом рассматривая картины, задавая мне тысячи вопросов и вываливания на меня в диком темпе невероятную смесь обрывков священного писания, античной мифологии, голливудских мультиков и собственных интерпретаций. К закрытию музея голова у меня кипела от перенапряжения. Но я понял, что отныне я не берусь предугадать, что понравится ребенку, а что нет. Надо предлагать все подряд, а уж что из этого будет взято и усвоено…

Чему учится ребенок? «Вау, оказывается, Медуза Горгона жила задолго до того, как Перси – похититель молний – приехал в Нью-Йорк». А если серьезно, то поездки для младшего школьника – это возможность «приручить» школьные предметы, превратить их из абстракций в нечто наглядное и простое. «Окружающий мир» и «Чтение», а потом литература и история становятся наглядными, понятными простыми. Поездка – надежный способ дать базовое гуманитарное образование, во всяком случае, пробудить к нему интерес.

Чему учатся родители? «Надо же, оказывается Персей в свое время не добил Горгону, она воскресла и теперь тусуется в Нью-Йорке». А если серьезно, то доходчиво отвечать на детские вопросы и систематизировать информацию.

Время сбора разрозненных фактов прошло, и теперь ребенку пора составлять общую картину мира. Подбирая точные слова, давая определения новым понятиям, взрослые учатся выстраивать настоящую научную дискуссию с самым пытливым и благодарным собеседником.

От 10 до бесконечности

Постепенно путешествие с ребенком становится неотличимо от путешествия со взрослым. Личность развивается, все сильнее проявляются индивидуальные привычки и склонности. Теперь тинейджер сам определяет, что ему нравится, а что нет. Для того чтобы семейная экспедиция не развалилась под напором противоречий, нужно общаться, разговаривать, искать точки соприкосновения, договариваться. Все как со взрослыми.

Чему учимся? Позиции взрослых и детей в этом периоде сближаются, а иногда меняются местами, поэтому цели обучения становятся одинаковыми. Ищем компромиссы, учимся уступать, убеждать, терпеть и принимать чужую точку зрения. И я не берусь определять, кому это важнее – детям или родителям.

Путешествовать с детьми сложно, путешествовать с детьми нужно. Но это на самом деле и очень приятно. Это дает возможность посмотреть на мир другими глазами, избавится от стереотипов, свернуть с привычных рельсов. Да и вообще семейная жизнь – это большое совместное путешествие!

Авторы: Павел Машкин, Мария Баулина