Натали Керр Лоуренс, Сотрудник Университета Дж. Мэдисона уверена, что умение правильно хвалить детей – залог воспитания успешной личности. Большинство родителей думают, что знают, как правильно это делать. Но не все так просто!

https://good-tips.pro/images/people/children/deti-lederi.jpg

Похвала откладывается в сознании ребенка, она влияет на будущие успехи и умение добиваться поставленных целей. Мама и папа хвалят способности малыша, считая, что это делает его увереннее в себе и в будущем приведет к успеху.

Но психологические исследования говорят об обратном: ребенок расслабляется, у него пропадает стремление расти, развиваться, становиться лучше, он остро переживает неудачи.

Установка на постоянство или установка на рост: что выбрать

Учеными доказано, что люди (и дети в том числе) воспринимают свои успехи двумя способами:

  1. С помощью установки на постоянство, когда способности и таланты воспринимаются как нечто неизменное, данное от природы: они либо есть, либо нет.
  2. С установкой на успех: такие люди верят, что могут развить в себе желаемые качества с помощью усердия и труда.

От используемой установки зависит восприятие достижений и неудач. Первый тип людей воспринимает неудачи как следствие недостатка способностей, они избегают трудностей, так как боятся риска. Вторая группа людей мыслит иначе: они убеждены, что поражение произошло из-за недостатка усилий, навыков, то есть того, что можно изменить и улучшить. Вместо клейма «неудачник» эти люди ищут способы исправить ситуацию.

http://kakuznat.ru/wp-content/uploads/2011/02/%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B9-%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BA-1024x640.jpg

Восприятие побед и поражений касается всех сфер жизни: учебы, работы, семьи и прочих.

Влияние похвалы на установки

Похвала способностей, после очередного достижения, усилит установку постоянства. Малыш будет думать, что победил в олимпиаде, потому что умен, а если в следующий раз победа достанется другому, будет уверен, что недостаточно умен. Отсюда – страх провала и отказ от сложностей.

http://24anekdot.ru/wp-content/uploads/2014/11/24anekdot.ru_142.jpg

В качестве примера Лоуренс вспоминает знаменитый эксперимент, в котором участвовали две группы детей. Обе группы получили одинаковые задания, и после их выполнения детей из первой группы хвалили за способности, а из второй – за усердие. Во втором раунде задания были гораздо сложнее, и не все дети с ними справились. Задания третьего раунда оказались самыми легкими и вот результат: первая группа детей провалила задания, так как эти дети потеряли мотивацию. Вторая группа успешно решила задачи, без потери мотивации.

Как развивать установку на рост?

Хвалить детей нужно обязательно. Но лучше заострять внимание на процессе, который привел к успеху. Например, вспомнить, как сын упорно и долго готовился к экзамену, который в итоге был сдан на «отлично». Или похвалить дочь, научившуюся кататься на велосипеде, за то, что после многих падений она все же вставала и ехала дальше.

http://www.gazeta-med.ru/assets/components/phpthumbof/cache/c5ed1b84408f504aee3d621936a26795.a35e734f604b64285744968c7e36e65c.jpeg

В случае неудач работает немного другой принцип: не стоит хвалить за усердие, необходимо сделать так, чтобы ребенок учился на своих ошибках. Скажите своему сыну или дочери, у которых не получилось хорошо нарисовать картину, что для создания шедевра нужна не одна попытка и главное – продолжать практиковаться и улучшать мастерство.На самом деле неудачи – это ключ к успеху.

Просто нужно уметь им пользоваться. Ребенку нужна критика, но только конструктивная.Если вы видите, что малышу все дается легко, не стоит его хвалить. Лучше стимулируйте его к покорению более трудных вершин.

http://mybabe.info/sites/default/files/styles/flexslider_full/public/field/image/uspeshnyy-rebenok.jpeg?itok=Jl28IuQt

Не давайте фальшивую установку на рост

Некоторые родители и педагоги понимают концепцию установок несколько неправильно: они хвалят ребенка за усердие как в случае успеха, так и неудачи, а это неправильно. В случае провала похвала за усилия не имеет смысла.

Родителям нужно научиться хвалить процесс, принесший успех, установить связь между ним и результатом. Обучение ведь состоит не только из усилия, и важно подчеркнуть стратегию, которую использует ребенок для достижения цели. Нужно дать понять, что стратегии могут быть разными, и одна из них непременно приведет к положительному результату, главное – не переставать пробовать.

http://gcshelp.org/upload/image/2_(26).jpg

Успешный ребенок, а затем и взрослый – это человек, который не скован страхом неудач, он любит преодолевать сложности. Каждая ошибка – это путь к победе, стимул учиться и развиваться. Именно эти установки необходимо привить малышу.