Книга в жизни ребенка может появится с первых месяцев его рождения, если этого захотят родители. Малыши до года любят разглядывать красочные картинки и слушать коротенькие стишки. Конечно, можно даже начать их обучать чтению с самых пеленок, используя методику Домана. Но для многих родителей это становится непосильной задачей, да и спешить особо некуда. Ведь надо не просто научить ребенка читать, но и помочь ему полюбить это занятие.

Обычно первым учителем чтения для ребенка становится мама. Почему именно мама – лучший вариант для ребенка и как не превратить обучение чтению в неприятный процесс, советует специалист по раннему развитию Лена Данилова.

Обучение чтению очень сложно? Сможет ли мама сама научить своего ребенка читать?

Мне задают много вопросов про обучение чтению. И довольно часто приходится слышать: “Обучение чтению очень сложно! Смогу ли я научить своего ребенка?”

Научить своего ребенка читать может каждая мама. Мало того, именно у мамы это получится лучше, чем у любого другого человека, потому что только мама хорошо знает и понимает своего малыша.

Но, конечно, не все будет легко и просто. А почему? Потому что у молодой мамы, конечно, нет опыта! Ведь она начинает учить читать впервые в жизни! Да, она сама отлично умеет читать. Но уметь читать и научить читать – это разные вещи.

Во-первых, надо настроиться на то, что вам придется поучиться. Не вспоминать свои школьные уроки и делать так же, как делала ваша учительница. Перестроиться, поняв, что перед вами не школьник, а маленький ребенок. Это значит, что надо просто играть! А в игре можно попутно и читать научиться. Ну и во-вторых, надо запастись терпением и не обращать внимание на неудачи (а они обязательно будут, особенно в начале).

Мы все привыкли, что обучение чтению – это некий процесс, похожий на загрузку компьютера. То есть мы что-то выдаем ребенку (показываем, называем), он это увидел, услышал, понял, даже показал в ответ, что он понимает, и все. Для нас это – как бы пройденный этап. У нас не возникает сомнения о том, что мой ребенок может чего-то не понять, или понять как-то не так, или просто не запомнить.

И в этом самая главная загвоздка – мы переоцениваем возможности ребенка. Или лучше сказать, мы не понимаем, что дети мыслят совершенно иначе. Нам кажется, что одного или двух объяснений достаточно. Мы начинаем думать, что или мы что-то делаем не так, или что же за идиот ребенок, что у него нет ни памяти, ни восприятия.

На самом деле секрет в том, что все-все нужно повторять очень много раз! Да. Именно так – делать одно и то же. Ну просто очень много раз. Причем, порой бывает, что более сложные вещи ребенок уже запомнил, а простые, – все время забывает. И нас это раздражает, мы начинаем переживать, думать, что мы какие-то не такие, что ребенок какой-то не такой. Но так случается со всеми детьми.

То есть, наверное, есть дети, которые запоминают все с первого раза и сами по себе обучаются читать, достаточно показать ему буквы. Но это, наверное, один из тысячи… Я таких детей, честно сказать, сама не видела, хотя слышала истории о том, что вот у кого-то есть ребенок, которого не учили, он всему научился сам.

В этом, как мне кажется, есть доля лукавства или забывчивости со стороны родителей, потому что сам ребенок научиться читать не может. Ему в любом случае кто-то должен если не объяснить принцип чтения, то хотя бы показать и назвать буквы или же прочитать много простых слов. А дальше он уже сам может сделать выводы и начать читать.

Безусловно, такие одаренные дети время от времени встречаются, но их подавляющее меньшинство. Может быть, даже и не один из тысячи, а еще меньше. А большинству детей требуется время, требуется огромное количество повторений, требуется терпение и родителей, и терпение самим детям.

Кроме повторения, детям жизненно необходимо, чтобы обучение было интересным. Только тогда они будут готовы смотреть, слушать, запоминать, угадывать, прочитывать. Если нет принуждения, нет натаскивая, а есть игра, то любой ребенок включается в процесс и, рано или поздно, выдает результат.

Но если даже игра не помогает, то, скорее всего, просто не настало время для обучения чтению. Ребенок не готов! Ему еще очень рано! И даже если все его друзья научились, а он еще нет – это не беда и не проблема. Придет время, и все встанет на свои места. Ребенок обязательно научится читать и писать. А также всему остальному, что нужно. А пока не тратьте силы, время и нервы и пойдите с ним в лес или в кружок рисования. А может, просто поиграйте в конструктор или в куклы.