Как научить ребенка различать цвета? С какого возраста обучение имеет смысл? Как просто сказать о сложных вещах? Когда проблема неразличения цвета – болезнь, а когда – педагогическая запущенность? Ряд вопросов, ответы на которые следует знать каждой маме.

Как только ваш малыш научится говорить, он сможет уже называть цвета. Происходит это примерно годам к 2,5 – 3. А вот различать основные цвета дети начинают раньше. Как же этому научить?

Кратко о методике Глена Домана

Несколько лет назад была очень популярна методика Глена Домана по развитию гармоничного ребенка-вундеркинда. Эта система воспитания остается и сейчас востребованной. Согласно ее содержанию, обучать детей различать цвета нужно с 2-3-хмесячного возраста. В такой период малыши четко реагируют на контрастные цвета: черный и белый. Поэтому Глен Доман советует рисовать черные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник – на белом листе и помещать в поле зрения младенца.

Картинки систематически менять через небольшие промежутки времени. Начиная с 6 месяцев, малышу стоит показывать карточки цветов (основных – красного, желтого, синего и зеленого). Изображения должны быть яркими, четкими. Их показывают по несколько секунд каждое, называя подписанный цвет. Со временем количество цветов увеличивают, изучая различные оттенки основных.

Несколько слов о методике Сесиль

Еще один известный педагог в деле раннего развития ребенка – Сесиль Лупан (автор нескольких книг) – советует для формирования зрения вешать младенцам кусочки ткани разной фактуры и разного цвета так, чтобы взгляд постоянно находил эти предметы. Таким образом, малыш начинает различать красочный мир вокруг. Позже ему будет легче эти оттенки назвать.

Простые рекомендации

В домашних обычных условиях каждая мама может научить своего малыша различать цвета. Начинать нужно с того возраста, когда ваш ребенок может сосредоточенно смотреть хотя бы несколько минут на один предмет.

Возьмите для начала 1 цвет – красный. Показывайте ребенку предметы красного цвета и четко произносите: «Вот красная машина. Красная машина». Потом покажите другой предмет такого же цвета и назовите его: «Это красный кубик. Красный кубик». Возьмите оба предмета и назовите: «Это красная машина и красный кубик».

Повторяя по несколько раз в день, приучайте ребенка к этому цвету. Потом нужно попросить малыша, чтобы он принес красный кубик, красную машину. Не сразу он поймет, что от него требуют. Покажите предмет и снова назовите его цвет.

Находите в вашем окружении вещи красного цвета: одежду, обувь, посуду, игрушки и пр. Так постепенно этот оттенок будет знакомым. Только после этого начинайте вводить другой. Например, желтый. Показывая на желтый шарик, произносите: «Смотри, это желтый шарик. Желтый шарик» и т.д., по аналогии с предыдущим. Также подбираем другую вещь такого же цвета.

Спрашивайте каждый день по несколько раз: «Где желтый шарик? А где красный кубик? Принеси их». Если ребенок не может понять, что у него просят, помогите ему – найдите сами эту вещь и назовите ее цвет.

Затем постепенно добавляем синий цвет и зеленый. По такой же схеме. Когда малыш начнет ориентироваться в этих 4-х цветах, можно устраивать различные игры. Подобных занятий множество на сайтах, посвященных воспитанию детей. Не будем повторяться в этом.

Некоторые специалисты советуют изучать цвета по теплым – холодным. Но это подходит уже не годовалому ребенку, а более старшему по возрасту.

Важный совет: при изучении цветов необходимо подбирать такие оттенки, чтобы синий был синим, а не нечто среднее между голубым и бирюзовым. Иначе вашему малышу будет трудно понять, что у него спрашивают.

Основная причина, по которой ребенок и в 5-тилетнем возрасте не различает цвета – наследственное заболевание – дальтонизм, носителем которого является женщина, а болеют только мужчины. Но это тема для отдельной статьи. Все остальное, кроме болезни, корректируется систематическими занятиями с ребенком.