5. Обижает поведение ребенка или подозрение, что он все делает “на зло”? У большинства из нас хранится груз старых обид. Но иногда стоит вспоминать, что песочница осталась позади, и нам не обязательно теперь обзываться в ответ и давать сдачи, особенно если “обидчик” – наш собственный ребенок.

6. Не сражаетесь ли вы с физиологическими особенностями ребенка, разумны ли ваши требования? Чтобы усыплять словом и словом возбуждать аппетит, вам придется стать гипнотизером.

7. Не перекладываете ли вы ответственность на ребенка за свою невнимательность, забывчивость, лень?

8. Умеете ли вы сами сотрудничать и договариваться, можете ли научить этому ребенка? Делаете ли вы что-то, чтобы ребенок вас услышал?

9. Не переоцениваете ли вы представление ребенка об опасностях, его возможности предвидеть последствия своих действий?

10. Не отрицаете ли вы право ребенка на собственные желания, интересы, побуждения?