Выводы

1. В целом, эксперимент — это чистый восторг. За эту неделю я узнала о себе, своем ребенке и взаимодействии между нами чуть ли не больше, чем за предыдущие год и пару месяцев.

2. Ребенок (в возрасте года-полутора — точно, хотя думаю, что это распространяется на детей любого возраста) вполне комфортно может обходиться без игрушек при условии достаточного внимания со стороны родителей (и речь не идет о 100% внимании).

3. Игрушки больше нужны родителям, чтобы занимать ребенка на то время, пока родитель занять своими делами. В теории, это должно в меньшей степени касаться тех игрушек, которые требуют участия взрослого, и тем не менее нагрузка растет значительно — я даже не ожидала, что игрушки настолько облегчают жизнь.

4. Появится большое количество новых (или редко используемых старых) совместных занятий, и часть из них останется в виде ритуалов даже после снятия моратория.

5. Я получила огромный научно-креативный буст. За это время я сама в домашних условиях сделала: play-doh, лунный песок (почти как покупной живой), лизуна, ooblesk. И каждый раз отмывала кухню, попутно изучая способы делать это гораздо быстрее и эффективнее. Мы протестировали кучу рецептов мыльных пузырей, но пока ни один не подошел. Мы исследовали огромное количество кухонной и не только утвари на предмет музыкального взаимодействия друг с другом, с предметами интерьера и т.д. Аня раскалякала целый альбом.

6. Я обнаружила, что собирать по полу крупу ничуть не лучше, а даже и хуже, чем игрушки. Что на нуте можно поскользнуться хлеще, чем на машинках, что стирка — это увлекательно, а развешивать белье на батарее — вообще крутота. Представьте мое удивление, когда я пришла снимать белье, а его нет — Аня его целиком перевесила в другую комнату, попутно прихватив еще пару моих вещей из сумки. А еще выяснилось, что она вполне себе умеет лазить по сетке на Раннем старте, хорошо висит и вовсе не обязательно при этом визжит.

7. К концу недели количество идей не уменьшилось, а, наоборот, выросло. А вот время, которое надо уделять Ане, сократилось, так как многие новые развлечения она придумала для себя сама. Я даже подумывала о том, чтобы продолжить эксперимент, но бабушка приехала с игрушками.

8. Это, наверное, самый важный и значимый итог эксперимента для меня. У нас появилось большое количество новых ритуалов (появлялись тяжело, иногда от безысходности).

Вот наш список:

— совместные танцы (ребенок на руках, ребенок на полу повторяет за мной движения и наоборот — я повторяю движения за ней). Результат — за неделю Аня освоила некоторые новые движения, которые раньше в танце и в жизни не использовала (например, поднятие плеч и приседания);

— мы освоили совместные велопоездки, а я получила дополнительный бонус — в какой-то день мне надоело комментировать все вокруг, и я начала петь (пою я, как известно, плохо). Видимо, чтобы не слушать этот вой, Аня решила, что лучше она будет петь вместо меня. Теперь у меня поющий ребенок;

— водные развлечения. Как оказалось, мой ребенок вполне может занять сам себя, если просто поставить ее голую в душевую кабину или ванну и включить воду. Без игрушек. Максимум — с мылом;

— просто смешные валяшки-обнимашки со стишками-песенками. Сейчас это очень спасает, когда Аня начинает капризничать вне дома”.