Мы часто говорим ребёнку, что он должен делиться и боимся, что нежелание отдать своё воспримут как асоциальное поведение или невоспитанность. Поэтому не учитывая его желания, действуем исходя из заложенных обществом норм. А что плохого в том, что ребёнок не хочет делиться и должны ли мы заставлять его это делать?

Чтобы понять причины, почему нельзя заставлять детей делиться, рассмотрим ситуации из жизни и попробуем понять, что ребёнок чувствует в тот момент, когда мы требуем у него отдать свою игрушку другому ребёнку.

Ситуация №1

Например, Аня играет зайчиком, которого ей подарил любимый папа и она считает его кусочком папиной любви. Вдруг подходит другой ребёнок и начинает его забирать. Девочке не хочется отдавать игрушку, но тут вмешивается мама и говорит, что нужно делиться: «Ты же не хочешь быть жадиной, которую никто не любит?». И Аня отдаёт его.

С этой ситуации в сознании Ани формируется сценарий, по которому она будет жить: «если хочешь чтобы тебя любили, тогда отдай всё, что у тебя есть». Иногда для формирования сценария необходимо несколько повторяющихся ситуаций, но бывает, что достаточно и одного случая.

Конечно, Аня вырастет доброй и щедрой девушкой, которую многие будут любить. Она готова последнюю «рубашку» с себя снять ради других. Но в жизни Ани появятся люди, которые начнут пользоваться её добротой и щедростью. Муж может «сесть на шею», дети перестать благодарить, а коллеги по работе будут постоянно что-то просить для них сделать.

И когда Аня «сорвётся», чтобы что-то сделать для себя. Например, купит красивое платье, то оно не принесёт ей удовольствия. Ведь в итоге она будет испытывать чувство вины за то, что потратила на себя деньги, за которые можно было купить что-то семье.

Ситуация №2

Представьте, что вы сидите на лавочке и читаете интересную книгу, вдруг к вам подходит прохожий и требует дать книгу ему. Какая будет ваша реакция? Конечно вы возмутитесь. А теперь представьте, что в этот момент вам скажут: «ну что ты жадничаешь, нужно делиться». Абсурдно?

Никому в голову не приходит мысль, чтобы нарушить деятельность взрослого, так почему мы делаем это с детьми? Просим ребёнка бросить то, чем он занимался и отдать игрушку по первому же требованию: «малыш, отдай Ване машинку, ведь ты уже достаточно поиграл». Только возникает вопрос, а кто измеряет, достаточно он поиграл или нет.

«Другие родители подумают, что мой ребёнок асоциален и не воспитан»

К сожалению, именно по причине социального давления многие родители заставляют детей делиться против их воли. Например, мама видит, как у её ребёнка забирают игрушку. Она бы хотела встать на его защиту, но тут понимает, что её действия могут не так понять или подумают, что она плохо воспитала ребёнка, поэтому он не делится.

Поймите, что чем больше родители будут защищать права ребенка на его деятельность и игру, тем больше он будет делиться. Причем делать это он будет по собственной воле.

Почему маленькие дети не хотят делиться?

Начиная с 1,5-2,5 лет ребёнок ощущает себя целостной личностью. Именно с этого возраста происходит отделение собственного «Я» от других людей. Он понимает, что помада – мамина, пиджак – папин, а мишка – его.

Все предметы, которые он считает своими, становятся его продолжением. Поэтому посягательство на его вещи воспринимаются, как попытка нарушить личные границы.

Сотрудники института эволюционной антропологии решили провести исследование, чтобы узнать с какого возраста дети начинают понимать, что делиться – это нормально. Выяснилось, что начиная с дошкольного возраста. Причина в том, что до этого момента детям сложно контролировать свои эмоции и поведение.

А как вы считаете, нужно заставлять детей делиться или они сами могут решать, хотят они отдать свою игрушку или нет?