5. Физический дискомфорт. (Новая подушка непривычной высоты, колючая пижама, жарко, душно) Создайте условия для комфорта. Хотя, уставший ребенок способен заснуть сидя на пороге в верхней одежде, или на коврике возле дивана, свернувшись калачиком поверх лего-деталей, или даже с ложкой в руке над тарелкой супа… Если ребенок не хочет спать, может ему недостаточно физической активности?

6. Стрессовая ситуация, новые условия: если приходится засыпать в новом месте, или в доме присутствуют новые люди, или не выполнен привычный ритуал засыпания. Дать ребенку время на адаптацию к новой ситуации (пусть освоится в новом месте, пообщается с новыми людьми, по исследует все, что представляет интерес, убедится в безопасности). А потом постараться соблюсти ритуал засыпания, если не весь, то хотя бы некоторые элементы.

7. Напряжение, перевозбуждение. Умыть ребенка. Сделать расслабляющий массаж. Можно при этом что-то приговаривать. Спокойная, тихая, размеренная, монотонная речь действует успокаивающе. В любом народном фольклоре есть подобные «усыпляющие» произведения.

8. У ребенка сформирована негативная установка на сон. Такое бывает, если ребенка насильно удерживают в кровати: «Быстро в кровать и не смей вставать!» Или еще хуже, используют кровать как метод наказания: «Прекрати немедленно, а то сейчас спать пойдешь!» Впоследствии ребенок никогда добровольно в кровать не пойдет, т.к. это будет ассоциироваться с негативными эмоциями наказания и удержания. У ребенка включается сопротивление. Он может активно саботировать или манипулировать, придумывая разные причины, чтобы улизнуть из кровати. Про подобное поведение есть шутка: «при слове «спать» на ребенка нападает сушняк, голод и запор…»

Хорошо, когда кроватка вызывает у ребенка только положительные эмоции.

Придумайте вместе с ребенком украшение для кровати, выберите вместе постельное белье с рисунком, навевающим сон (у меня есть детское постельное со спящими медвежатами в пижамах, с совами на фоне звездного неба – темные сдержанные расцветки).

Пусть в кровати будет «сонная» игрушка, которая уже соскучилась и зовет малыша в кроватку. И еще должна быть обязательная приятность. Мой сынуля, залезая в свою кровать, укрываясь «совами», обнимая мишку, напоминает: «Мама! Погладь мне спинку!»

При сбое в режиме дня утром, недостаточной подвижности днем, перевозбуждения вечером, несоблюдении ритуала или наличии внешнего раздражителя — могут возникнуть трудности с засыпанием.

При достаточной дневной активности, спокойных играх перед сном, соблюдении ритуала перехода ко сну и положительного отношения к кровати — ребенок легко засыпает. Не заставляйте спать. Создавайте условия для засыпания.

психолог Анна Быкова