Умение выражать свои мысли – одно из важных условий для достижения успеха в любых областях. Поэтому заниматься развитием речи с ребенком надо с раннего возраста. В этом помогут специально подобранные игры и задания.

Говорить красиво – значит прежде всего говорить грамотно: в соответствии с лексическими нормами родного языка, согласовывая слова, выговаривая все буквы, правильно ставя ударение. Словарь 5-летнего ребенка в норме составляет примерно 3000 слов. Однако такое количество находится в пассивном запасе – иначе говоря, ребенок понимает эти слова, но в речи использует далеко не все.

Активно употребляются не более 500 слов, т.е. примерно 1/6 часть! Поэтому полноценное использование детского словарного багажа – важнейшая задача педагогов и родителей, которые стремятся воспитать у малыша «дар слова».

Ученые выделяют различные причины затруднений при подборе слов: психологические, физиологические, педагогические. Но для всех детей характерно одно – отсутствие навыка быстрого и точного подбора слов при формулировании мысли. Многолетний опыт убеждает, что заучивание слов, повторение их вслед за взрослым дает незначительный эффект.

Гораздо важнее формировать у ребенка систему словесных ассоциаций, т.е. планомерно раскрывать связи, существующие между словами.  При затруднениях в подборе слов взрослый может помочь ребенку, используя жесты и мимику, демонстрацию предметов, действий, признаков… Главное – настойчиво добиваться, чтобы малыш назвал нужное слово сам, извлек из своего пассивного словарного запаса.  Подобные упражнения рекомендуется проводить в игровой форме.

Как говорить правильно с детства

Называем! (1–2 года)

Секреты логопеда: 15 заданий для правильного формирования речи малыша

Словарный запас ребенка в год составляет около 10 слов, а к 2 годам достигает 300 слов. Основная задача этого периода речевого развития – самостоятельно называть окружающих людей, игрушки, объекты, узнавать на картинках домашних животных, транспорт, строения, договаривать за взрослым простые потешки, подпевать знакомые песенки.

«Переводчик» 
Если малыш употребляет не полные слова, а их аналоги (вместо «машина» говорит «би», вместо «собака» – «ав»), родителям следует реагировать примерно так: «Верно! Это  собака, она лает «ав-ав»! Или: «Да, это дождик, он капает кап-кап». То есть стать добрым, поощряющим  малыша «переводчиком». Но ни в коем случае нельзя говорить: «Неверно сказал! Не так! Скажи хорошо!»  Такая реакция самых близких людей снизит речевую активность ребенка.

«Теремок»

Возьмите коробку из-под обуви, проделайте в ней несколько окошек, но вырежьте их не полностью, чтобы свободно открывать и закрывать. Спрячьте за коробкой три знакомых малышу игрушки, например: волка, лисичку, зайку.  По очереди  высовывайте зверька и от его имени обращайтесь к ребенку: «Здравствуй, мальчик!  Как тебя зовут? Ты узнал меня? Кто я? Да, я зайка-попрыгайка! (лисичка-сестричка, волчок – серый бочок). А какой у меня хвостик? А какие ушки? Я прыгаю или хожу?» и т.д.

«Подскажи словечко» 

Сначала несколько раз повторите малышу короткую рифмовку о знакомом объекте. Новые понятия поясняйте с помощью движений и жестов (изобразите, что значит «вылакала», «облизала», «поскакал»).  Затем говорите стишок с паузами,  чтобы кроха добавлял пропущенные слова:

Молочко из миски 
Вылакала киска,
Носик облизала
И шепнула: м-м-м-мало!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапоньки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Надо зайке поскакать,
Свои лапоньки размять!

Время предложений (2–3 года)

Секреты логопеда: 15 заданий для правильного формирования речи малыша

Малыш уже знает от 300 до 1000 слов. Начинается переход к фразовой речи – к использованию предложений.  Помните, что основой фразы служит слово – действие, поэтому употреблению глаголов уделяем особое внимание.

«Уши, ноги, нос» 

Сначала несколько раз совместно проделайте и отчетливо назовите действия, которые особенно близки ребенку: моем (ручки), топаем (ножками), хлопаем (в ладоши), нюхаем (цветок) и пр.  Затем возьмите куклу-бибабо, которую надевают на руку,  и от ее лица спросите малыша: «Что ты делаешь ножками? Ручками? Носом? Зубками? Глазами?»

«Предметы и ответы» 

Разложите перед малышом ложку, фломастер, шампунь, утюг, тряпку, ключ. Указывая на предметы, спросите так, будто сомневаетесь: «Чем мне вытирать пыль? Открывать дверь? Чем я буду есть? Чем – мыть голову? Гладить белье? Чем буду рисовать?» Пусть малыш поможет вам найти предмет, а затем к каждому предмету попытается подобрать слово-действие.

«Объяснялки» 

Объясните ребенку, что терка нужна, чтобы тереть, пила – чтобы пилить, и что пары слов похожи. Постарайтесь вместе по названию предмета найти подобное слово-действие, а значит, объяснить, как появились некоторые слова: скакалка (с ней скачут), грелка (ею греют), клей, салатница, пугало… Помогая малышу подыскать подходящий глагол, бережно исправляйте ошибки.

«Дела-делишки» 

Откройте книгу с картинками. Рассмотрев объекты (людей, животных, транспорт), спросите о выполняемых ими действиях: «Кто бежит? Сидит? Плывет? Прыгает? Рычит? Едет по дороге?» Затем, показывая на картинки, задайте вопросы: «Что делает машина (зайка, мальчик, ворона и пр.)»? Помогайте малышу жестом, мимикой, говорите первые звуки в слове, но не произносите его целиком. Пусть ребенок сделает это сам.

Говорим правильно. Важные подробности (3–4 года)

Секреты логопеда: 15 заданий для правильного формирования речи малыша

В этот период словарный запас ребенка составляет около 2000 слов. Чтобы  он активно общался, побуждайте его задавать вопросы, пополняйте речь новыми глаголами, словами-признаками (прилагательными), познакомьте со словами противоположного значения (антонимами), предлагайте шуточные стихи и ошибочные варианты словосочетаний для исправления.

«Вот так репка!»  

Предложите малышу послушать сказку «Репка», в которой Торопыжка перепутал важные слова. Попросите малыша исправить ошибки Торопыжки и рассказать сказку правильно. Например: «Положил дед репку.  Раздулась репка большая-пребольшая. Стал дед репку толкать.  Дергает, дергает, а  выкопать  не может», и т.д.

«Кот – Все наоборот» 

Расскажите малышу, что в волшебной стране жил-был Кот-Все наоборот, ему говорили: «Нож острый!», а он: «Нет! Тупой!» «Ночь темная!» А он: «Нет! Светлая!» и др. Предложите догадаться – какие неправильные слова называл упрямый Кот (задания читайте выразительно, с соответствующей интонацией).

«Имя и растение» 

Обратите внимание малыша на то, что названия некоторых растений напоминают имена: анютины глазки – Анюта, колокольчик – Коля. Пусть ребенок отгадает: кому можно подарить растение так, чтобы имя оказалось похожим по звучанию. «Кому маргаритку? А василек? Розу? Настурцию? Ромашку? Иван-чай?»

«Небылицы» 

Предложите ребенку внимательно послушать шуточные стихи и подробно, точными словами объяснить – почему они называются «небылицами».

Булка в магазин сходила,
Мальчика себе купила,
Чтобы вместе у реки
Петь про летние деньки.
Кот залаял, зарычал,
Пса на дерево загнал.
Кот на ветке посидел,
Отдохнул и… улетел! 

Юный рассказчик (4–5 лет)

Секреты логопеда: 15 заданий для правильного формирования речи малыша

3000 слов – именно таков сейчас средний словарный запас ребенка!  Старайтесь пополнять его за счет новых слов-действий (глаголов), слов-признаков (прилагательных), названий частей предметов, обобщающих наименований (мебель, посуда, одежда и пр.). Чаще сопоставляйте объекты по цвету, форме, величине, материалу.

«Пять предметов»

Глядя на окружающие объекты, помогите малышу подобрать к прилагательному  сначала по два слова – названия предметов, а затем увеличить количество слов до пяти. Например: «Деревянным бывает что?» (ложка, рама, стул, стол, карандаш, шкаф).  Или так: «А что большое? Вкусное? Холодное? Пластмассовое? Белое? Прозрачное?» и пр.

«Только на ощупь!» 

Объясните малышу, что игра будет необычной. Сначала завяжите себе глаза,  пусть он положит вам в руки любую игрушку. Покажите, как весело рассказывать о том, чего вы не видите. Затем предложите ребенку закрыть глаза, дайте в руки один из знакомых предметов и попросите рассказать:  из чего он сделан, для чего нужен, какого цвета и формы.

«От стихотворения к рассказу» 

Пересказ (а не заучивание) стихов помогает использовать слова и фразы, которых нет в образце, а значит, активизирует речь ребенка. Предложите ему послушать стихотворение, а затем рассказать историю своими словами:

Я, бабуля, не горланю! 
Я, бабуля, не кричу! 
Я свою собачку Фаню 
Разговаривать учу!!!
Фаня! Повтори – ди-ван,
Это курт-ка, здесь кар-ман.
Вот о-кош-ко, рядом шкаф.
Ну, а ты все – ав да ав!

Конечно, развитие речи ребенка во многом зависит от самих родителей. Если они в обиходе постоянно используют просторечные выражения, сленг, то ребенок будет копировать их манеру говорить независимо от того, играют ли они с ним в «правильные» речевые игры или нет. Так что мамам и папам, желающим, чтобы их малыш говорил красиво, стоит прежде всего обратить внимание на свою собственную речь.