Сегодня врачи все чаще ставят детям диагноз аутизм – нарушение развития, причинами которого становятся множество факторов: от генетики до состояния экологии. Сами специалисты объясняют это тем, что врачи, прежде всего, научились правильно определять диагноз. Хотя все равно существуют определенные трудности с распознаванием аутизма у детей раннего возраста.

Обычно этот диагноз ставят после двух лет. Поэтому медики обращают внимание родителей на то, что раннее коррекционное обучение детей приводит к более благоприятному развитию событий для самого ребенка и его семьи.

Эксперт на связи: как понять, что у ребенка аутизм

Елена Новикова, врач-невролог Центра речевой неврологии Федора Краминова «ДокторНейро», к.м.н, врач высшей категории:

Синдром Каннерра, или ранний детский аутизм (РДА), — отклонение в психическом развитии, которое проявляется в проблемах общения с окружающим миром.

Ребенок сталкивается с трудностями при взаимодействии с другими людьми или в выражении собственных эмоций. Даже в общении с близким кругом людей у ребенка могут возникать сложности в построении эмоциональных связей.

1

Причины раннего детского аутизма до сих пор являются предметом дискуссий. Последние исследования показали, что патогенез данного заболевания обусловлен сложными биологическими факторами, такими как генетические отклонения или органическое поражение центральной нервной системы.

Мы рекомендуем обратиться к специалисту, если у вашего ребенка отмечается следующая симптоматика:

У ребенка выраженная склонность к стереотипному поведению (повторяющимся действиям), раскачиваниям, бегу по кругу.
Ребенок слабо реагирует на обращенную к нему речь, не воспринимает жесты, мимику, интонации, предпочитает общение с предметами, а не с людьми.

Наблюдается повышенная чувствительность к звукам, нарушение ритма сна и бодрствования, чрезмерная избирательность в еде.
В грудном возрасте родителей должно насторожить отсутствие «комплекса оживления»: ребенок при попытке взять его на руки становятся пассивным или, наоборот, проявляет отрицательную реакцию.

Одним из самых актуальных вопросов, связанных с лечением раннего детского аутизма, является вопрос правильной постановки диагноза. Симптоматика целого ряда заболеваний очень похожа. На начальном этапе необходимо дифференцировать РДА от других заболеваний, имеющих аналогичные внешние проявления.

Процесс постановки диагноза чрезвычайно сложен и требует проведения широкого набора клинических и психологических исследований. Помимо сбора подробного анамнеза, необходимо провести расширенное неврологическое и соматическое обследование, функциональную диагностику, хромосомный анализ.

При отсутствии тщательной и комплексной диагностики, проведенной опытными узкопрофильными специалистами, возможность точной и безошибочной постановки диагноза просто отсутствует!

Признаки аутизма прежде всего проявляются в том, что ребенок не говорит. Он отказывается входить в диалог — неважно, каким способом, вербальным или невербальным. Все пространство знаков, слов и прочих моментов остается для него в общем-то загадкой.

Отчасти аутизм вызван повышенным требованием к ребенку, завышенными ожиданиями от него. Современная система образования требует от юного субъекта буквального того, чтобы он заговорил почти сразу. Под давлением этих требований маленький человек может отказаться от каких-бы то ни было отношений.

Также это может быть вызвано и абсолютным невниманием к ребенку, полным игнорированием его как человека, как субъекта. Например, был описан случай, когда родители почти с самого рождения посадили ребенка перед телевизором, и его воспитывал голубой экран, который не мог дать никакого ответа на его чувства, желания и потребности. В общем, причины аутизма всегда разные, но можно выделить одну — это некий механистический подход к отношениям с ребенком и его воспитанию.

Вылечить аутизм невозможно. Если это происходит, то это на всю жизнь. Возможно лишь помочь человеку выбрать и обрести возможность говорить с окружающим миром. Подобные мероприятия, конечно, очень долгие, могут идти по несколько лет. И здесь нужен комплексный подход, который бы позволил человеку каким-то очень специфичным образом влиться в социум.