– Надо ли налаживать с ребенком зрительный контакт?

– Конечно! Ваша мимика и улыбка очень помогут в этом. Лучше всего, как говорилось выше, если ваше лицо находится на расстоянии не более 20-25 см от глаз ребенка. Ну и поговорите с крохой – негромко, спокойно, с ласковой интонацией.

– На что малыш больше любит смотреть?

– Безусловно, на маму – ее лицо самое прекрасное для него. А также на игрушки ярких цветов, особенно на черно-белые геометрические узоры, фигуры. Если близкие ему взрослые резко меняют внешний облик, он может отвернуться и даже расплакаться.

– На что нужно обратить внимание родителям, чтобы не пропустить признаки болезней глаз?

– Я не буду говорить о банальных случаях конъюнктивита. Но надо внимательно отнестись к возможным проблемам со зрением в том случае, если кроха в группе риска: он родился недоношенным или у него отягощена наследственность, т.е. если кто-то из родителей или оба сразу имеют близорукость, косоглазие, дальнозоркость, астигматизм.

Но даже если родители в плане зрения здоровы, то насторожитесь, если кроха ведет себя неадекватно, когда, например, вы вошли в комнату и включили свет, а не спящий малыш, вместо того, чтобы дернуться и зажмурится, лежит спокойно, не реагирует на свет. Или если он в 1-1,5 месяцев не видит мать, которая отошла от него на расстояние около метра и плачет. Если глазки начинают «бегать», малыш не может сфокусировать взгляд на чем-то одном.

– Бытует мнение, что все дети рождаются с косоглазием, а потом это проходит.

– Ничего подобного! Просто у новорожденных глаза близко посажены, плюс широкая переносица, т.е. лицевой скелет еще не сформирован. Со временем, к 6 месяцам, все выправляется и создается впечатление, что косоглазие ушло. А вот если у малыша один глаз смотрит прямо, а второй «уходит» вверх, вниз, право или влево, то это реальное косоглазие и надо идти к врачу.

– Нужен именно детский офтальмолог?

– Да, обязательно. У нас в стране, к сожалению, таких специалистов очень мало. А зря – ведь врач должен учитывать все нюансы детского организма, знать по месяцам этапы развития и быть опытным именно в работе с детьми.