Еще одно прогрессивное направление в детской моде появилось с расцветом ар-деко и модерна: детей наряжали в соответствии с этими тенденциями, и почти каждый подобный ансамбль становился предметом высокой моды.
Но в этих интересных новинках могли щеголять либо дети, находящиеся на домашнем обучении, либо только во время каникул. Интеллектуальная элита страны ковалась в гимназиях, кадетских корпусах, в заведениях, подобных Смольному институту или Пажескому корпусу. Еще в 1834 году был принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров, куда вошли гимназический и студенческий мундиры (для девушек такое положение было принято в 1886 году).
Ф.А. Тулов. «Портрет мальчика в мундире гимназиста».
Форма менялась с годами, но была обязательной для всех учащихся, и против этого никто не возражал. Что обычно входило в гардероб гимназиста? Летний вариант – светлые брюки и блуза, кепи, легкая обувь. Зимой предписано было носить гимнастерки и брюки темных тонов, сапоги, в дождь – еще и калоши. В качестве верхней одежды – шинель, с кантом и пуговицами. На голове – фуражка с эмблемой заведения на околыше или башлык, допустимы были наушники из фетра. Обязательны пояса – из кожи, с серебряной пряжкой, на которой была гравировка с номером гимназии.
На волне патриотизма, вызванной вступлением России в Первую мировую войну, костюмов для детей с милитари-уклоном становится все больше. В обиход, например, прочно вошли матроски для мальчиков и матросские костюмы для девочек. Наверняка каждому попадались на глаза фотографии царевича Алексея, последнего официального наследника семьи Романовых, времен войны.
На них он в большинстве случаев запечатлен именно в матроске, что являлось не только отражением патриотических взглядов его родителей, но и наглядной агитацией.
После Октябрьского переворота большая страна вступила в период безвременья, и надолго забыла о детской моде. К этим вопросам люди вернутся гораздо позже, но об этом мы расскажем в следующий раз.