Многие люди, повинуясь чувству жалости к детям-сиротам, пытаются оказать им помощь. Они участвуют в деятельности благотворительных фондов, организуют праздники и т. д. При этом немногие задумываются о том, что в стенах детского дома постоянно находятся и воспитатели. Именно эти люди ежедневно проводят с детьми много времени и по долгу службы регулярно сталкиваются с разными проблемами. Посмотрим, с какими раздражающими факторами сталкиваются воспитатели в детских домах.

Главная беда – это система

Воспитатели детских домов жалуются: «При всех инновациях учреждение остается учреждением. Со всеми его недостатками: бюрократией, черствостью, ограничениями».

Действительно, именно система заставляет педагогов заполнять огромное количество отчётов и бумажек. К примеру, даже чтобы просто выехать за пределы города с детьми, придётся испытать на себе все «прелести» бумажной рутины.

Всё та же строгая система не даёт выстроить человеческие отношения с подростками. Если к педагогу приходит за советом воспитанник детского дома, правила предписывают отправить его к психологу (а не попытаться разобраться с проблемами ребёнка самостоятельно).

Разногласия во взглядах между воспитателями — не редкость

В интервью воспитателя детского дома упоминается и фраза: «Ты не имеешь права лезть в воспитательный процесс более опытных коллег — они больше знают».

К сожалению, многие установки системы давно устарели. В результате представители старшего поколения совершенно не понимают молодых воспитателей.

У некоторых педагогов складывается ощущение, что они находятся в тюрьме строгого режима. Причём это строгий режим не для детей, а для самих воспитателей. Попытки молодых педагогов скрасить жизнь сироты могут быть негативно восприняты руководством детского дома.

Отсутствие модели поведения, которая пригодилась бы во взрослой жизни

В интервью есть и такая фраза воспитателя о будущем выпускников детского дома: «В основном похвастаться могут только тем, что семьи есть и работа, которая обеспечивает относительно нормальную жизнь. Но это уже успех».

Дети, живущие в семье, усваивают многие вещи, просто наблюдая за своими родителями. Таким образом они узнают о том:

  • как общаются между собой незнакомые взрослые люди;
  • почему важно найти достойную работу;
  • как правильно вести домашнее хозяйство, пользоваться общественным транспортом.

Воспитанники детских домов довольно часто имеют слабое представление о перечисленных выше вещах. При этом они достаточно быстро приобретают навыки, сформированные для закрытой системы (как занять своё место в иерархии, уйти от заслуженного наказания).

Неприспособленность к взрослой жизни особенно заметна потом: она создаёт воспитаннику детского дома большие сложности после его выпуска из стен госучреждения. Даже простые вещи (получение справок, документов, учёба) могут быть сопряжены с большими трудностями.

Сформированная модель инфантильного поведения нередко приводит к неумению достигать целей, строить планы. Воспитанник детского дома в любой непонятной ситуации ждёт, что «само всё рассосётся». Как правило, такой жизненный подход приносит одни неприятности.

Естественно, после выпуска из детского дома государство не бросает воспитанников интернатов на произвол судьбы. Взрослым сиротам предоставляется квартира, выдаются льготы при поступлении в вуз, единовременные денежные выплаты. Но далеко не для всех это становится «спасательным жилетом» по жизни. Из-за неадаптированности к внешнему миру некоторые сироты попадают под власть непорядочных людей, дурной компании, чёрных риэлторов.

К каждому из воспитанников детского дома нужен особый подход. На плечи педагогов возложена очень важная задача – не сломать психику ребёнка. Кроме того, воспитателю приходится регулярно сталкиваться с несовершенствами госучреждений.