Дети XXI века разительно отличаются от своих родителей, которые росли и воспитывались еще в СССР. Они с пеленок пользуются благами прогресса, приветствуют иные ценности и чтут других кумиров. Все это влияет на формирование личности. Но всегда ли это влияние позитивное? Увы, нет.

Оторвать ребенка от мира и воспитывать в «старых традициях» невозможно (и не нужно). Но мамы и папы в силах выстроить систему воспитания так, чтобы чадо меньше поддавалось влиянию трендов. Это проще сделать, если знать «болевые точки» детей нового времени.

Зависимость от гаджетов

Юные умы осваивают смартфон быстрее, чем азбуку. Оградить ребенка от девайсов не получится. Они нужны ему для учебы, безопасности, общения… Лучшее (и единственное), что может сделать родитель – своим примером показать, что гаджеты нужны не 24 часа в сутки.

Не нужно запрещать детям пользоваться смартфонами, ноутбуками, планшетами. Прямые запреты — это всегда плохо. Дополнительные занятия спортивных, творческих, интеллектуальных секциях, семейный досуг без гаджетов, активный отдых на природе – эти методы эффективнее простого «нельзя».

Жизнь в виртуальном мире

Общаться в интернете детям комфортнее, чем в реальной жизни. Так они чувствуют психологическую безопасность. Могут примерить на себя иной образ, который совсем не похож на реальный. Тенденция виртуального общения среди детей и подростков будет только расти, но в силах родителей открыть детям реальный мир с иными вариантами досуга.

Внушаемость

Дети во все времена были зависимы от чужого мнения. Этой особенностью восприятия активно пользуются рекламщики и пиар-специалисты, которые создают контент специально для юной публики. Задача родителей: с малых лет учить малышей отделять свои потребности от навязанных и воспитывать в них критическое мышление. Это непросто, но необходимо.

Помните: голова человека с критическим мышлением не будет забита информационным мусором, а жилище – материальным.

Новые кумиры

Видео-хостинги переживают бум популярности, а блогеры вытеснили с пьедестала артистов и музыкантов. Сейчас именно они – кумиры детей и подростков.

Чтобы фанатские чувства не затмили сознание, а в сердце и голове чада осталось место для родителя, нужно выстраивать доверительные отношения. И делать это до того, как подростковый бунт затуманит юный разум, и авторитет окружающих взрослых (учителей, родственников) упадет в глазах ребенка.

Пристрастие к фаст-фуду

Гамбургеры, снеки, газировка, пончики «поджидают» ребенка на каждом шагу. В компании сверстников подросток охотно бежит в кафе фаст-фуда, ведь так он остается «в теме».  В воспитании пищевого поведения можно провести параллель с развитием критического мышления. Это необходимо делать с пеленок. Человек, который изначально привык есть полезные продукты, с меньшей вероятностью пристрастится к «быстрой» еде.

Кстати, исследование, которое провел психолог Фредерик Перлз, показывает связь между способом поглощения пищи и восприятия информации. Те, кто едят медленно и критично относятся к выбору продуктов, так же поступают с информацией. Анализируют и фильтруют ее.

Потребительская привычка

Дети всегда чего-то хотят, мечтают и жаждут исполнения всех желания. Начиная от сказочных, заканчивая материальными. Но стоит родителям удовлетворить одну потребность (например, купить игрушку), как появляется новая. Это длится бесконечно. Если мама и папа подкрепляют тягу ребенка заполучить все и сразу, у него формируется потребительская ненасыщаемость желаний. С каждый разом нужно все больше, а период наслаждения обновкой сокращается.

Родителям важно отличать (и научить этому ребенка) эмоциональные покупки от необходимых.

Отсутствие бережливости

Да, сейчас нет дефицитов, и любую вещь можно купить/заменить. Если выложить за нее определенную сумму денег. В этом вопросе современные дети некий противовес «советскому человеку», который привык хранить все подряд, в надежде, что когда-нибудь вещь пригодится.

Но есть золотая середина. Хлам еще никому не приносил пользы, а бережное отношение к имеющимся нужным вещам – крайне полезная привычка. Прививать ее, как и остальные, необходимо с детства.

[adsp-pro-2]

Желание выделиться

Быть не похожими на остальных хотят все дети и подростки. Это естественный этап взросления. Из «не таких, как все» формируются целые суб-культуры, похожих друг на друга юношей и девушек.

В какой-то степени желание выделяться похвально. Но родителям нужно донести, что особенным человека делает не одежда или причастность к какой-либо культуре, а внутренняя составляющая, умения, развитые таланты и навыки.

Поверхностное суждение

Мир сегодняшнего дня многозадачен. Ребенку приходится обрабатывать в разы больше информации, нежели его родителям в том же возрасте. Отсюда происходит поверхностное восприятие реальности: вещь хорошая, потому что красивая на фото; друг тот, кто ставит «лайки»… Рецепт от подобного типа мышления – умение анализировать и мыслить критически, о котором говорилось выше.

Стремление к праздности

Красивые фото и видео о беззаботной жизни «по своим правилам» формируют ошибочное представление о реальности. Дети хотят жить так же, «не заморачиваясь», но… Можно бесконечно винить социальные сети в искажении картины мира, но ведь воспитывают ребенка родители, а не компьютер. Родителям необходимо объяснить разницу между фото в интернете и реальностью, научить планировать свои дела и реализовывать их.

Чтобы эти особенности стали плюсом для ребенка, а влияние тенденций не оказалось губительным, родитель должен стать «гидом» в большой мир для своего чада. Не суровым «надзирателем» или другом/подружкой, слова которого ничего не стоят. А проводником – тем, кто направит, покажет и поддержит в трудный момент.