Интереснейшая статья арт-терапевта со стажем о том, какую важность имеет детский рисунок для гармоничного развития личности.

В становлении человека важной частью процессов развития личности есть понимание образов, символов и форм, которые создаются нашей психикой для гармонизации. То, что ребенка начинают учить рисовать, – это самая большая ошибка. Мы закрываем ребенку путь к самопознанию и самопониманию. Ведь через свой рисунок намного легче понять и познать себя, что априори становится невозможным, когда с самого детства нас учат присматриваться к другим.

Конечно, многие скажут, как же ребенок должен видеть вещи правильной формы и в правильных цветах. Понятие “правильно” само по себе абстрактное. Ведь небо не всегда голубое, а солнце далеко не желтое. Если внимательно присмотреться, то вы и сами увидите в небе более 30 оттенков разных цветов. Но ваш ребенок может этого не увидеть, если с самого детства не давать ему выбора увидеть самому то, что хочет увидеть он сам. Итак, я как психолог почти с 16-летним стажем работы, могу смело утверждать: “учить рисовать нельзя!!!” А если учить профессионально, то в художественных школах и после 8 лет.

Приведу ряд аргументов, почему учить рисовать ребенка до 8 лет вредно:

1. Цвет и форма, линии на листе бумаги являются способом самовыражения ребенка, и как только мамочка начинает комментировать, что солнышко должно быть круглым, глядя на квадратное солнышко ребенка, он тут же найдет другой способ самовыражения, и это будут капризы, крики и т.д.

2. В период дошкольного возраста, когда у ребенка проходит очень тонкий и важный этап взросления – социализация, рисунок даст вам понять возможные трудности и переживания по этому поводу. Но только если Вы не запрещали рисовать ребенку то, что он хочет. Например: одна мамочка, у которой ребенок очень агрессивен по отношению к другим, гордится тем, что всегда запрещала рисовать войну и драки. Так вот ребенок и принес все, что мог оставить на листе бумаги, в реальные социальные отношения с миром.

3. Ребенок имеет право на свой сюрреализм, поэтому исправлять рисунки ребенка, пробовать делать их более красивыми или правильными категорически нельзя. Если ребенок привыкнет к такой позиции, то ошибки во взрослой жизни тоже будете исправлять вы.

4. Каждый случайный рисунок ребенка – это избавление от негативных состояний, эмоций, которые он не смог проговорить, энергии, которую некуда скинуть. Поэтому, когда родители начинают помогать с сюжетами, то неосознанно блокируют психологический канал, с помощью которого ребенок может стабилизировать свое психоэмоциональное состояние. Можно помочь ребенку с выбором сюжета тогда, когда он очень этого просит, и то только волшебной фразой – «Рисуй, что хочется рисовать».