Что мы хотим воспитать в своих детях? Доброту, порядочность, смелость, стойкость… Положив руку на сердце, многие из нас ограничиваются вот такими, самыми общими понятиями. Но что конкретно они означают для каждого из нас? Что я понимаю под добротой, смелостью, порядочностью и тому подобным? Какие вещи для меня принципиально важны, а что не столь существенно? Очень полезно задавать себе подобные вопросы и тем самым размышлять над своей «родительской программой». И не на бегу, а всерьез, формулируя и записывая свои соображения. Ведь если наши цели расплывчаты, мы как воспитатели упускаем много важного, что могли бы, но не сумели дать своим детям. Возможно, вас вдохновит пример писательницы Линдси Мид (Leandsey Mead), составившей для себя такую «родительскую программу».
“Казалось, еще совсем недавно я раздумывала, какие принципы должна усвоить моя дочь Грейс до 10-летнего возраста. Но вот уже и Уит приближается к этой отметке. Меньше чем через 2 месяца ему стукнет 10, и в нашем доме не останется никого, чей возраст можно обозначить одной цифрой. Как и в случае с Грейс, я все время думаю, какие ценности и принципы Уит должен усвоить — причем так, чтобы он в них вообще не сомневался.
Я раздумываю на эту тему и даже записываю варианты, но при этом понимаю, что не все зависит только от меня. Я знаю, что важнее то, что я делаю, а не что говорю. Я знаю, что мне стоило бы все время вести себя в соответствии с этими принципами, потому что за эти 10 лет он успел неосознанно перенять и интернализировать многие из моих принципов и ценностей.
Очень надеюсь, что я неплохо справилась со своей задачей – научить сына этим принципам, подтверждая их своим примером.
Вот что я бы хотела, чтобы он усвоил к своим 10 годам:
1. Уважай других. И мужчин, и женщин. Директриса твоей школы и бездомный мужчина у метро одинаково заслуживают уважения. Ты уже делаешь это, инстинктивно. Пожалуйста, никогда не изменяй этому принципу.
2. Шалости и физическая активность – это здорово и весело. Шалить – нормально. Знаю, что шикаю на тебе чаще, чем следовало бы, потому что сама предпочитаю тишину, но я работаю над этим. Физическая активность и даже некоторое буйство – это совершенно нормально. Но есть и границы – физическое насилие, – это НЕ нормально. Крайне важно понять, где проходит граница.
3. Нет значит нет. И точка. Неважно, кто говорит «нет» и в каком контексте.
4. Не скрывай свою чувствительность. Ты все переживаешь невероятно глубоко – ход времени, воспоминания, любовь, потери. Не дай миру убедить тебя приглушить свои чувства. Ты можешь быть сильным и при этом чувствительным человеком. На самом деле богатая палитра чувств делает тебя сильнее. Это верно и для мальчиков, и для девочек.
5. Ты не можешь сделать другого человека счастливым – ни меня, ни папу, ни сестру. Никого. И это не твоя обязанность. Я знаю это, мы все это знаем, и я надеюсь, что ты всегда будешь это помнить. Ты отвечаешь за себя и за свое отношение к окружающим, которое, конечно, может влиять на их настроение. Но не позволяй никому заставить тебя ощущать ответственность за его или ее счастье. Меня делает счастливой знание того, что ты преуспеваешь, преодолеваешь трудности, ощущаешь энтузиазм, радуешься жизни и живешь осознанно.