Нельзя (Не Делай Ничего)

Всеобъемлющее послание “Нельзя!” означает: “Ничего не делай, так как все, за что бы ты ни взялся, настолько опасно, что лучше вообще ничего не делать”. Если человек во взрослой жизни никак не решит, что ему делать, все время чувствуя при этом, что застрял в мертвой точке, и тем не менее ничего не предпринимая для входа из этой ситуации, вполне возможно, он несет в себе такое сценарное послание.

Запрет “Нельзя!” налагается родителем, который в состоянии Ребенка испытывает ужас от мысли, что его дитя причинит себе вред, если будет делать что-то вне родительской опеки. Основанием для этого ужаса служит собственный сценарий родителя, а не объективная действительность. Такой родитель может сказать, например: “Джонни, пойди посмотри, что там делает твоя младшая сестра, и скажи ей, чтобы она этого не делала”.

 

Не Высовывайся

Люди, которые несут в себе такое послание, панически боятся брать на себя какую-либо ведущую роль. Они “проглатывают язык”, когда их просят выступить на собрании. На работе они могут прекрасно зарекомендовать себя на подчиненной должности, но никогда не добиваются при этом продвижения по службе или уклоняются от него. Другой вариант этого запрета – “Не Проси Того, Что Ты Хочешь”.

Это еще одно сценарное послание, обусловленное родительским импульсом неприятия ребенка. Родитель в состоянии Ребенка невербально дает ему знать: “Я буду терпеть твое присутствие, малыш, до тех пор, пока ты понимаешь, что ты и твои желания здесь ровно ничего не значат”.

 

Не Связывайся

Индийский государственный деятель Пандит Неру говорил: “Когда я среди европейцев, я чувствую себя индусом. Когда я среди индусов, я чувствую себя европейцем”. Не исключено, что родители Неру наложили на него запрет “Не Связывайся”. Подчиняясь этому запрету, человек чувствует себя “посторонним” в любых группах, и его скорее всего будут считать “нелюдимым” и “необщительным”.

Это послание может передаваться в форме определения, когда родители постоянно говорят ребенку, что он “замкнутый”, “трудный” или “не такой, как все дети”. Последнее может быть связано с укорами (“белая ворона”) или подчеркиваться в качестве положительного признака “исключительности”, “необыкновенности”. Кроме того, этот запрет может быть усвоен также путем подражания социальной замкнутости родителей.

 

Не Будь Близким

Это может предполагать запрет на физическую близость. Часто такой запрет усваивается путем подражания родителям, которые редко прикасаются друг к другу или к ребенку. Другая форма данного запрета – “Не Будь Эмоционально Близким”. Это послание может передаваться из поколения в поколение в семьях, где не принято говорить о своих чувствах.

Ребенок может сам наложить на себя запрет “Не Будь Близким” в ответ на постоянный отказ родителя от физического контакта. Ребенок может тянуться к родителю опять и опять, вновь и вновь не встречая взаимности. В конце концов он может решить, что желанная близость не стоит боли отверженности.

Вариантом запрета на близость служит сценарное послание “Не Доверяй”. Иногда таким посланием для ребенка служит внезапный уход или смерть родителя. Будучи не в состоянии понять подлинные причины исчезновения родителя, младенец может прийти к выводу: “Больше никогда никому не поверю, что он в случае необходимости окажется рядом”. Запрет “Не Доверяй” может быть усвоен и в тех случаях, когда родитель оскорбляет, пытается обмануть или использовать ребенка в своих целях. Ребенок решает: “Чтобы оградить себя от этого, буду держаться от тебя подальше”.

Следуя подобным решениям во взрослой жизни, такой человек может быть неизменно подозрительным к окружающим его людям. Даже если они тепло к нему относятся и полностью принимают, он все равно будет пытаться отыскать в этом отношении какие-то признаки неприятия. Если другой человек отказывается отвергать его, он может подвергнуть эти отношения “испытанию вплоть до разрушения”, после чего сказать: “Я же говорил!”

 

Не Будь Здоров (Не Будь Психически Здоров)

Представим, что Папа и Мама занятые люди, которые целый день пропадают на работе. Они любят свою дочь, но когда вечером возвращаются домой, они не в силах уделять ей достаточно внимания.

Затем дочь заболела и не смогла посещать детский сад. Мама остается дома, чтобы ухаживать за ней. Папа делает то, чего раньше почти никогда не делал, – он читает ей сказки перед сном.

В своем проницательном Маленьком Профессоре девочка делает вывод: “Чтобы получать необходимое мне внимание, я должна болеть”. Сами того не ведая, родители налагают на нее запрет быть здоровой. Если она подчинится ему во взрослой жизни, то, возможно, будет применять сценарную стратегию недомогания, когда в отношениях с людьми или на работе у нее будет что-то не ладиться.

Иногда запрет быть здоровым налагается с помощью определений, постоянно повторяемых родителями родственникам и соседям: “Вы же знаете, это слабый, болезненный ребенок”.

Вариант данного запрета “Не Будь Психически Здоров” нередко усваивается путем подражания родителю или родственнику, страдающему каким-то психическим расстройством. Кроме того, ребенку могло удаваться обратить на себя внимание лишь в том случае, если он вел себя достаточно безумно. Этот запрет может усиливаться негласными правилами фамильной “эстафеты безумия”.