Если не хочет мыться или мыть руки.

— Очень важное правило — мыть руки сразу после того, как пришли с улицы, это правильная и здоровая привычка, но не всегда любимая у наших малышей.

— Используем вкусно пахнущее мыло — детям это нравится.

— Позволяем самостоятельно включать и выключать кран, мылить руки, а значит, нам нужна табуретка или удобный стульчик, чтобы малыш доставал до крана.

— «Ты можешь не мыть руки, но твоя игрушка нуждается в купании, так что помой ее, пожалуйста». Пока малыш моет игрушку, заодно моются и руки. По аналогии можно стирать чистую тряпочку, моя дочь готова делать это бесконечно.

— А можно задать вопрос: «Давай посмотрим, какого цвета будет вода, если ты польешь ее на руки?»

— Обязательно рассказывайте, зачем необходимо мыть руки. Пусть это будет просто и на уровне ребенка, но со временем они сами начнут вам рассказывать, для чего они это делают. Я говорю примерно так: «Посмотри, какая грязь у тебя на руках. Давай ее смоем, чтобы она не попала нам в рот, потому что это невкусно и, главное — неполезно!».

Если не хочет есть. С моими детьми подобного не случалось, а если они отказывались от какого-то блюда, то я не переживала особо, но все-таки иногда нам хочется, чтобы малыши съели что-то особое, для этих случаев:

— Приобретите ребенку красивую посуду, которой будет пользоваться только он. Возможно даже, пусть он сам выберет ее для себя в магазине.

— Мы не можем заставить ребенка есть, но можем быть примером в еде. Кушайте сами здоровую пищу, уберите с видного места всякий фастфуд и сладости, пусть на столе всегда буду чистые фрукты, чтобы малыш мог взять именно их, а не печенье для перекуса.

— Детям важен не только вкус, но и цвет, и текстура, и подача блюда, поэтому экспериментируйте и предлагайте малышу один и тот же продукт в разных блюдах.

— Недавно я усадила своих малышей на кухне за отдельный маленький детский столик, это тоже неплохо сработало, ведь теперь они — как взрослые.

— Позволяйте ребенку кушать самому, пусть даже потом вам придется протирать полы, но это умение одно из самых важных в первые три года жизни малыша.