В детстве я специально опускала градусник в тёплый чай, чтобы не идти в школу. Мне совсем не хотелось писать сложную контрольную по математике. Прошли годы, я стала мамой. О проблемах дочки в школе мне красноречиво поведали некоторые её фразы. Как говорится, шила в мешке не утаишь…

“Мне ничего не интересно”

У многих детей моих знакомых есть любимое дело, которыми они готовы заниматься часами. Но моя дочь перестала проявлять интерес к дополнительным занятиям. Это вызывало определённое беспокойство, ведь у меня довольно активный по натуре ребёнок. Раньше дочка с огромным интересом ходила на танцы, но через два года вдруг забросила это занятие.

Немного позже я узнала, что такое поведение было именно следствием школьных проблем. Учебная нагрузка была очень большой, домашние задания занимали кучу времени. А если дочка не понимала какую-то одну тему, проблемы накапливались, как снежный ком. Обращаться ко мне за помощью она не хотела, боялась, что я буду ругаться.

В итоге у дочки не было ни особого времени, ни явного желания идти на занятия танцами. Во-первых, этот кружок находится довольно далеко от нашего дома. Во-вторых, он считается лучшим в городе, и от детей на занятиях требуют полной отдачи. А моей дочке хватало и требований школьных учителей.

“По английскому сегодня снова ничего не задали!”

Одно время я довольно часто слышала от дочки эту фразу. Ничего особенного в ней, конечно, нет. Если бы не появившиеся в дневнике дочки тройки по английскому.

Нет, я не стала устраивать истерику и просто по душам поговорила с ребёнком. Оказалось, что у дочки возникли сложности с изучением иностранного языка. У них как раз сменился учитель английского. Новый преподаватель оказался очень строгим, непомерно требовательным и охотно раздавал направо и налево двойки и тройки за контрольные.

К счастью, уже в первый месяц занятий с опытным репетитором эти сложности остались в прошлом. Дневник дочки наконец-то стал пестрить вполне заслуженными четвёрками и пятёрками.

“Спасибо, я не хочу ужинать”

Когда дочка перешла в 6 класс, я заметила, что она под разными предлогами начала отказываться от ужина. После весьма откровенного разговора с ребёнком стало понятно, что причиной такого поведения оказалась грубая фраза одного из одноклассников: «Ты толстая!»

Слава богу, дочка мне откровенно обо всём рассказала и не восприняла такой «комплимент» слишком болезненно. Ведь подобные фразы порой становятся первым шагом на пути к анорексии.

“Никак не могу уснуть”

Бессонница также является веским поводом для беспокойства. При возникновении проблем с английским в школе дочка постоянно выглядела вялой и раздражённой. Её было очень сложно разбудить утром. А в течение дня дочка нередко была разбитой и усталой. К счастью, причиной недосыпа стали банальные проблемы в школе, а не серьёзное неврологическое расстройство.

“У меня нет друзей”

Ещё одним поводом «бить в набат» может быть и отсутствие друзей. После перехода в новую школу дочку какое-то время не принимали в уже сложившуюся компанию. К счастью, со временем дочь нашла общий язык с одноклассниками.

Из специальной литературы я узнала, что в подростковый период очень важно акцентировать внимание на достоинствах ребёнка, помогать ему развить собственные таланты. Например, много полезных советов нашла для себя в книге «Переходный возраст» психолога Лоуренса Стейнберга.

Примерно в это время дочка увлеклась рисованием, и я стала активно поощрять эти занятия. Именно благодаря ним ей удалось найти новых друзей с общими интересами.

На что следует обратить внимание родителям?

Стоит обратить внимание, в какой именно момент возникло нежелание ребёнка посещать школу. Ведь причиной такого поведения могут быть и семейные неурядицы, негативно влияющие на эмоциональное состояние ребёнка. Из-за подобных конфликтов и ссор ребёнок довольно часто не может в полной мере сосредоточиться на учёбе и любимых увлечениях. К примеру, конкретно в нашем случае мои сложные отношения с мужем только подливали масла в «огонь подростковых проблем».

Следуя прочитанным в умных книгах советам психолога, я старалась не срываться на дочку. Я не обзывала её лентяйкой, не опускалась до угроз и упрёков. Ведь ребёнок, столкнувшийся с проблемами в школе, должен чувствовать, что близкие люди прекрасно понимают его и желают помочь.