Малыш разбрасывает приготовленную еду и ломает игрушки, подросток не говорит элементарного “спасибо” за подарок, а восемнадцатилетнее чадо считает, что добился всего сам? Всё это — примеры детской неблагодарности, которую болезненно воспринимают родители. И с возрастом таких примеров становится все больше, а обида мамы и папы растет.
Почему любимый ребенок стал неблагодарным? На этот вопрос точно ответил профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Остров. С помощью материалов его лекций рассмотрим, какие ошибки, приводящие к неблагодарности детей, совершают родители в воспитании.
Мы не интересуемся увлечениями детей
Уследить за интересами ребенка бывает непросто. Тик-ток, Поп ит, Симпл димпл и прочие современные словечки ввергают родителей в панику. Но только тех родителей, которые стараются разобраться в увлечениях своего чада.
Профессор Осипов говорит, что ребенок и родители сегодня как чужие люди под одной крышей. Мамам и папам не важно, что читают дети, какие фильмы смотрят, почему так много времени проводят в телефоне. Проще самим включить телевизор и отвлечься от повседневных забот, чем выпытывать у ребенка о его делах и интересах. Так за что же ребенок будет говорить “спасибо” маме с папой, если чувствует, что он им — чужой человек?
Алексей Осипов напоминает: “Воспитание детей — труд и обязанность родителей. Поэтому нужно быть в курсе того, что делает ребенок. Помогут дружеская беседа, обсуждение интересов, совместные семейные дела”.
Мы не воспитываем детей, а оскорбляем их
Часто родители, пусть и неосознанно, ведут себя как тираны. Мнение ребенка для них ничего не стоит. Любые предложения ребенка воспринимаются мамой и папой “в штыки”. А типичная семейная ссора — это крики, оскорбления, “наезды” на ребенка. Физическое наказание вкупе с психологическим насилием и регулярным подрывом самооценки ребенка приводят к том, что он только и ждет момента, когда сможет сбежать из родительского дома.
Профессор Осипов призывает быть терпимее к детям, слышать их, разрешать показывать свое “я” — тогда и ссоры закончатся, и детская благодарность придет.
Мы не обращаем должного внимания на детей до их переходного возраста
В лекциях Алексея Осипова много примеров, когда родители все решали за ребенка, выбирали его жизненный путь, считали, что действуют во благо. А затем наступал кризисный переходный возраст, когда ребенок словно “отбивался от рук”. Он уходил из дома, связывался с плохой компанией, пробовал алкоголь — словом, делал все, от чего его так оберегали родители.
Осипов объясняет это так: “Родители до определенного момента ни во что ребенка не ставят. Он просто находится рядом, когда решаются важные семейные вопросы. Его мнение не учитывают, когда покупают ему одежду или определяют в профильную школу. Мама и папа навязывают свое мнение, а если ребенок протестует — заставляют насильно. Потом родители будут говорить: “Мы все для тебя сделали, а ты неблагодарный”. А ребенок, на самом деле, не будет понимать, за что ему благодарить родителей.”
Избежать этого поможет внимание к интересам ребенка, доверительные беседы, осознание родителями ценности личного мнения подростка.
Наши поступки расходятся с нашими словами
Дети всегда запоминают обещания родителей и ждут, когда они будут выполнены. Но мама и папа не всегда доводят дело до конца, а иногда и вовсе забывают, что пообещали что-то ребенку. Это подрывает доверие в семье, разрушает отношения. Особенно если забыто что-то очень важное для ребенка.
Если описанная ситуация — единичный случай, то можно просто объясниться перед ребенком. Если же это практика (пообещать — не сделать, сказать — забыть, а потом еще и накричать, чтобы ребенок отстал), то благодарности родителям лучше не ждать.
Осипов выделяет составляющие семейного благополучия: благородство, великодушие, честность. Их нужно взять за правило, тогда и отношения в семье наладятся.
Мы не показываем пример благодарности
Алексей Осипов уверяет: дети впитывают в себя дух родителей. Мама и папа — главный пример для ребенка любого возраста. И если ребенок видит, что какое-то доброе дело они воспринимают как само собой разумеющееся, то и он не будет видеть ценности в доброте. Если родители никогда не благодарят других людей, то ребенок и не будет знать, как выглядит благодарность. Если мама и папа никогда не говорят сыну “спасибо”, то будет ли он говорить “спасибо” им?
Осипов призывает: “Родителям нужно сначала воспитывать себя, а потом уже детей. Потому что нельзя воспитать доброго, благодарного человека, если сам злой и грубый”.
Подведем итог
Лекции профессора Осипова учат: ребенка воспитывает атмосфера, в которой он живет. Пример родителей формирует жизненные взгляды и ценности ребенка. Чтобы развить в детях благодарность, нужно самим благодарить их, слушать их мнение, учитывать их интересы. Совместное чтение детской литературы, семейные домашние молитвы и посещение церкви, здоровое общение без оскорблений гармонизируют обстановку в доме и помогут детям и родителям друг друга услышать.