Любую мать, конечно же, всегда беспокоит вопрос: правильно ли развивается ее ребенок, не будет ли у него проблем в будущем, когда он пойдет в школу, не стоит ли обратиться за советом к специалисту, «пока еще не поздно»? В этой статье мы постараемся рассеять некоторые ваши сомнения на этот счет.

Однако помните: дети, стойко отстающие на один возрастной период, относятся к группе риска, они должны быть обязательно консультированы детским психологом и логопедом.

Итак, к концу первого месяца жизни здоровый младенец уже реагирует на общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом.

Второй месяц
характеризуется улыбкой при общении, причем, в шесть недель это скорее будет своеобразное «ротовое внимание», в восемь же недель – закономерная улыбка.

Три месяца.
Наблюдается комплекс оживления при общении со взрослым, «гукание». Такие звуки возникают как реакция на улыбку и разговор взрослого с ребенком, преобладают гласные звуки, а также согласные г, к, н.

Четыре месяца.
Появляется первый смех – повизгивание в ответ на эмоциональное общение со взрослым, а к 16 неделям смех становится продолжительным.

Пять месяцев.
Ребенок реагирует на направление звука, «поет», меняя интонацию голоса.

Шесть месяцев.
К этому времени у здорового ребенка появляется первый слог ба или ма. Возникает начальное понимание обращенной речи: ребенок прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.

Семь месяцев.
Малыш уже готов к игровой деятельности со взрослым, использует различные голосовые реакции для привлечения внимания окружающих.

Восемь месяцев.
Возникает реакция на незнакомое лицо. В это время один из важнейших показателей нормального развития речи – лепет, т.е. повторение одинаковых слогов: ба-ба, да-да, па-па и т.п. В речи используются звуки: п, б, м, г, к, э, а.