Как это не странно звучит, но доброта в современном мире стала достаточно редким человеческим качеством. Комплимент «он добрый человек» в наше время звучит несовременно, словно кассетная звукозапись из прошлого века. Сейчас все более в фаворе напористость, уверенность и твердость характера.
Но иногда от этого становится страшно, ведь в сложной ситуации людям не всегда нужно умение «быстро решать вопросы», иногда человек устает пребывать в состоянии «несокрушимой каменной скалы» и ему просто жизненно необходимы понимание, дружеское плечо, поддержка и доброе слово.
Стоит ли объяснять этот факт ребенку, или в «непробиваемой броне» равнодушия ему будет легче жить – выбирать, конечно, родителям, но наше мнение, что доброта – вневременное и безусловно необходимое качество, как для ребенка, так и для взрослого человека. Важно просто об этом не забывать.
Как же научить ребенка быть добрым, что нужно сделать родителям, чтобы вырастить в семье отзывчивого малыша?
Семейная атмосфера
Как говорила итальянский педагог Мария Монтессори «детей учит то, что их окружает», и с этим высказыванием сложно поспорить. Как в отношении доброты, так и во всех остальных аспектах жизни, таких как вежливость, правильное питание и уровень развития, семья дает ребенку основополагающее, базисное восприятие мира и отношения к окружающим. Сложно требовать от малыша проявления доброты и понимания по отношению к другим детям или взрослым, если в семье он слышит больше крика, чем нежных слов, ощущает боль от подзатыльников, а не тепло маминых рук.
Еще один важный нюанс семейного воспитания – поступки. Если в семье принято помогать слабым, бедным, больным, отдавать деньги на благотворительность или просто заботится о соседской старушке, у ребенка не будет возникать вопросов, нужно ли это делать в будущем. Он вырос и воспитался в такой среде – доброты, понимания, поддержки.
Именно это состояние он и понесет через всю свою жизнь, даря его окружающим, ведь оно для него является привычным и нормальным. Жаль только, что иногда реальность и окружающие люди будут неприятно поражать его своей бессердечностью, жестокостью или, на худой конец, равнодушием. Но это уже совсем другая история и к ней малыша тоже следует подготовить, объяснить, что все люди – разные, и каждый делает свой выбор в жизни и несет за него ответственность.
Воспитываем личность
Доброта – спутник уверенности, если ребенок воспитывается в комфортной атмосфере понимания, снисходительности, любви, ему не нужно защищаться, он чувствует себя комфортно, доверяет людям и воспринимает происходящее через призму позитива.
Если дома малыша часто критикуют, высмеивают, говорят о нем плохо, он вынужденно, чтобы скрыть внутренний страх, неуверенность и робость, становится в позицию защиты, начинает осуждать окружающих, демонстрирует враждебность, недоверие, негативизм. Какая уж тут может быть в ребенке внутренняя доброта, если ему приходится постоянно защищаться от самых близких на свете людей – своих родителей.
Будьте терпеливы с малышом, одобряйте его достижения, хвалите за реальные успехи, подбадривайте в сложных ситуациях, так он поймет, что родители любят его таким, какой он есть, и относятся к нему как к равноправному члену семьи. Такое внутреннее ощущение – прямой путь к уверенному и дружелюбному человеку, который относится к окружающим с пониманием и добротой.
Безусловно, никто не идеален, и ваш малыш – не исключение, примите этот факт. Не стоит устраивать скандал, если кроха кого-то толкнет на улице, заберет игрушку у друга на детской площадке или не отдаст последнюю конфету младшей сестричке. Негативные эмоции не под запретом, каждый человек имеет право злиться, гневаться, кричать, в том числе ваш ребенок.
Однако родительский вывод «ты плохой!» и мамины нотации на тему «так нельзя!» не помогут воспитать в малыше доброту. Безусловно, ребенку нужно сказать, как следует вести себя в сложившейся ситуации, но без обвинительных речей в его адрес. Фраза «Я буду рада, если в следующий раз ты…» будет гораздо действеннее в такой ситуации. Не стоит активно бороться с недостатками малыша, лучше по максимуму помогать ему в развитии хороших сторон его характера.