Тема войны — одна из самых тяжелых для разговора. Несмотря на это, ребенку нужно рассказывать о тяжелых сражениях и великих победах. Но как, если военная тема порой способна травмировать не только детей, но и взрослых? Об этом — далее.
Ребенок должен знать историю семьи
Психолог и детский педагог Ирина Беляева считает, что детям нужно рассказывать как можно больше историй о родственниках. Разговоры на тему войны, по ее мнению, тоже можно переплетать с ними:
«Если вы не знаете, что конкретно говорить, расскажите о детстве своей бабушки, вспомните историю своей семьи.»
В каждой российской семье есть родственники, которые видели события Великой Отечественной своими глазами. Эти люди рассказывали о подвигах героев тех времен и, быть может, совершали их сами. Такие истории нужно передавать из поколения в поколение, подчеркивая важность любви к Родине. Так в ребенке воспитывается патриотизм.
Не нужно рассказывать об ужасах войны
Говоря о подвигах солдат, многие родители допускают ошибку, описывая детали сражений. Психолог Ирина Беляева считает, что это может травмировать детскую психику:
«Ребенок имеет полное право не знать кровавых подробностей, и задача родителя предоставить такую возможность. Особенно это злободневно для чувствительных и тревожных детей, которые боятся Буку из-под кровати.»
В череде военных событий очень много страшилок, но не нужно запугивать ими детей. Главная задача родителей — воспитать в сыне или дочери дух патриотизма и любовь к родной земле, а запугать его. В таких беседах нужно делать акцент на сам факт подвига, а не страшные условия, в которых он совершался.
Человеческие жертвы не могут быть глупыми
Часто на войне нет справедливости, некоторые жертвы действительно бессмысленны. Многие взрослые это понимают, только детям не нужно об этом знать. Рассказы о том, как роту солдат «уложили просто так» и страшны, и плохи. Не нужно при ребенке пытаться рассуждать о том, была ли блокада Ленинграда оправданной и все ли командиры действовали правильно в сражениях.
Психолог Ирина Беляева считает правильным именно такой подход, объясняя позицию следующим образом:
«Этого не стоит делать, пока младший участник дискуссии недостаточно овладел фактами и не вполне поднаторел в решении моральных дилемм.»
Задача родителя — объяснить ребенку, что жизнь человека — наивысшая ценность, которой нельзя размениваться.
Дети должны понимать, что мир может существовать без войн
Рассказывая о войне, важно объяснить ребенку самое главное: столкновений всегда можно избежать. Для этого стоит лишь поискать обходной путь.
Можно попробовать разбавить серьезную беседу игрой. Например, предложить ребенку придумать способ решения конфликта без драк. Такой подход воспитывает в детях способность решать спорные ситуации дипломатическим путем.
Психотерапевт Екатерина Сигитова считает, что родители должны показывать детям возможность существования мира без войны:
«Объясните, что ребенок может сделать окружающую среду более мирной и спокойной, такой, в которой люди будут чувствовать себя лучше.»
Любые мифы нужно развеивать сразу
Психотерапевт обращает внимание родителей на одну особенность детского мышления:
«Дети мыслят очень конкретно, с тенденцией к магическому мышлению, часто в их картине мира все вертится вокруг них. Чем младше ребенок, тем сильнее это будет влиять на его представления о какой-то теме или предмете.»
В беседах о войне это стоит учитывать, развеивая на ходу все мифы, возникающие в голове ребенка.
Например, родитель может рассказать о том, что в военных самолетах есть бомбы. Только ребенок будет считать, что они имеют место быть в любом самолете, а не только в том, который летит на сражение. За подобными рассуждениями нужно внимательно следить и, если они возникают, сразу расставлять все по своим местам.
Память о вчерашней войне бережет сегодняшний мир. Об этом должны помнить родители. Их задача — рассказать детям о случившейся когда-то войне. Пускай подрастающее поколение узнает о печальных событиях на словах и никогда не увидит их своими глазами.