* Физические наказания. Начнем с того, что сегодня это дело подсудное. Но главное, они никак не решают проблемы. Рукоприкладство ребенка унижает и озлобляет. Единственное, чему он учится, — выходить сухим из воды, изворачиваться и лгать.

* Бойкот. Ребенок будет чувствовать себя плохим и нелюбимым. Но он вряд ли догадается, как исправиться. Ведь в своих действиях он руководствовался лучшей схемой, которую мог придумать. Строгое «не делай так» ставит детей в тупик. Если «так» (как я думал, лучше всего) плохо, то как хорошо? Вместо того чтобы отстраненно молчать, гораздо разумнее будет спокойно обсудить с ребенком проступок и его последствия.

* Долгие нравоучения. Чем дольше вы вещаете, тем более равнодушным становится к происходящему ваше чадо. Ему требуется разрешить проблему, а не прослушать лекцию, которая помочь ему никак не сможет. С ребенком следует общаться по принципу «активного слушания», самим говорить как можно меньше, вместо этого побуждая отпрыска искать выход из сложившейся ситуации.

* Наказание трудом. «Нахамил — будешь неделю подметать», — вариант не конструктивный, ведь ребенок начинает воспринимать обязанности по дому как наказание. Только не путайте это с компенсацией вреда от содеянного проступка: «Поломал — теперь сам сделай, разбросал — собери». Вообще, чем старше ребенок, тем больший акцент следует делать не на самом проступке, а способе исправить содеянное.

* Лишение развлечений. Этот вид наказаний один из самых педагогичных. В жизни ребенка не прибавляется негатива, нет ущерба психическому и физическому здоровью. Только учтите, наказание должно следовать сразу за проступком и быть осознаваемо виновником. «Не пойдем завтра в кино, потому что на выходных ты грубил» — не работает, поскольку причина и следствие слишком далеки во времени.

* Естественные последствия проступка. Собственно говоря, это не наказание, а просто возможность для ребенка самому увидеть негативные последствия своих неблаговидных поступков. Соврал и был пойман на лжи — теперь красней от стыда, поломал карандаши — теперь нечем рисовать, нагрубил другу — тебя не пригласили на день рождения.

Правда, чтобы наступили именно естественные последствия, при общении с ребенком нужно соблюдать ряд условий:

— Что, как, почему нужно сделать и что будет, если вести себя неправильно, следует сказать один раз;

— Если негативные последствия проступка не произошли (например, «пронесло», когда не выучил урок), просто оставьте данный факт без внимания;

— Когда последствия наступили, не злорадствуйте: «а ведь я говорила, а ведь я предупреждала!». Спокойно выслушайте рассказ чада о его беде и посочувствуйте, ведь переживать неудачу всегда непросто.