Принято думать, что диснеевские мультфильмы про принцесс — исключительно положительные и безопасные для детей. Однако американские ученые считают иначе.
Новое исследование специалистов из Университета Бригэма Янга (США) показало, что мультфильмы о принцессах навязывают девочкам стереотипные модели поведения. Особенно восприимчивы к потенциально опасным стереотипам дети дошкольного возраста.
«Родители должны рассматривать долгосрочное воздействие диснеевских принцесс на детей», — отмечает ведущий автор исследования Сара Койн из Университета Бригэма Янга.
В исследовании, опубликованном в журнале Child Development, приняли участие 198 детей дошкольного возраста. Почти все девочки (96 процентов) и 87 процентов мальчиков смотрели мультфильмы из серии Disney Princess, при этом больше половины девочек (61 процент) играли с игрушечными принцессами по крайне мере один раз в неделю, среди мальчиков лишь 4 процента интересовались подобными игрушками.
Во время эксперимента ученые оценивали поведение детей и выбор игрушек. В этом исследователям помогали родители и учителя. Также периодически детям предлагали решать нетрудные задачи для оценки их представлений о типично мужском и женском поведении. Например, детей просили разложить игрушки на «мальчишеские» и «девчачьи».
Через год стали заметны различия в поведении детей, увлекающихся играми с принцессами. Гендерные стереотипы неплохи сами по себе, отмечают ученые. Но если все внимание девочек сосредоточено исключительно на принцессах, это может отразиться в их будущей жизни. Так, девочки могут начать комплексовать из-за своей внешности или считать, что у них разные возможности с мальчиками. Они могут чувствовать себя неуверенно на уроках математики или не проявлять интереса к изучению естественных наук. Они боятся испачкаться, поэтому не любят экспериментировать.
Мальчики, которые смотрели мультфильмы про принцесс, также были подвержены влиянию гендерных стереотипов. Однако за них можно не волноваться: принцессам нужны герои, и мальчики считали, что должны быть более мужественными.
Ученые отмечают: все это не означает, что родители должны ограждать девочек от мультфильмов про принцесс. Но взрослым стоит способствовать расширению детского кругозора. Ученые рекомендуют обсуждать с детьми просмотренные мультфильмы, а также подключать их к деятельности, свободной от гендерных ярлыков.
Ранее американские социологи заявили, что диснеевские мультфильмы поощряют социальное неравенство и формируют у детей нереалистичные представления о мире.