Полный комплект

Спортивной подготовке в школе уделяется, пожалуй, даже больше внимания, чем другим урокам. Весной и осенью — плавание, зимой — лыжи. И круглый год походы.

1

— В государственных школах дети начиная с девяти лет ходят в трехдневные походы с учителями, ночуют в палатках, жгут костры, готовят еду в котелке. Кроме того, раз в неделю специальный автобус отвозит их на трехчасовую прогулку в лес или в горы, — рассказывает Катя. — Готур весной и осенью (gåtur — от норвежского gå — ходить, tur — поход), лангреннтур зимой (langrenn — беговые лыжи). О том, что мой ребенок будет заниматься горными лыжами, я узнала случайно. За день до начала занятий пришло письмо из школы, что нужно принести лыжи, шлем, ботинки и палки. Вечером мы смогли найти только одни подходящие лыжи, да и те розовые. Максимилиан, конечно, расстроился, но учитель объяснил ему, что если он научится кататься лучше всех, то другие дети захотят такие же лыжи.

Спортивные рекорды, пожалуй, единственное, чем в Норвегии хвастаться не зазорно. Здесь можно увидеть, как папа пятилетнего малыша с гордостью несет вслед за ним лыжи за 40 000 крон. Во всем, кроме спорта, норвежцы, привыкшие не выпячивать свое богатство, более чем сдержанны.

1

— В школах делается упор на то, чтобы юные норвежцы чувствовали ответственность за то, в какой благополучной стране они живут. Помимо лотерей со сбором средств, существуют благотворительные кроссы в помощь голодающим, например в Африке. Ребенок бежит вокруг школы на лыжах, а родители ставят определенную сумму на каждый круг. Когда такое проводилось в классе Макса в первый раз, я не знала, как правильно, и поставила по 50 крон на круг. Другие родители ставили в среднем по 10 крон. Максимилиан пробежал рекордные 10 кругов и очень гордился, что «заработал» больше всех. Я боялась, что кто-то посчитает, что мы «выпендриваемся», но, к счастью, этого не произошло. Сына похвалили за спортивные успехи, а меня за «щедрость».

«Не думай, что ты особенный… Не думай, что ты важнее нас…» — эти тезисы так называемого закона Янте еще в 1933 году сформулировал писатель Аксель Сандемусе в романе «Беглец пересекает свой след». Он описывал общество, в котором не признается право на индивидуальность. На менталитет норвежцев до сих пор оказывают влияние такие представления о социальном равенстве.

— В школе это сильно ощущается: никто не должен выделяться. В спорте — пожалуйста. А в учебе все равны. В норвежских школах нет дневников, по понедельникам детям выдают ukeplan— план занятий на неделю, где помимо тем уроков расписаны домашние задания, сообщения родителям. Оценки не ставят до седьмого класса. Наша пожилая учительница объяснила мне, что они травмируют детей. Система образования построена так, что сильные подтягивают слабых. Все получают одинаковые веселые смайлики-наклейки.

Будешь не как все — останешься без друзей. Станут игнорировать, а то и травить. Моббинг (психологическое насилие со стороны толпы) — не такая уж редкость в норвежских школах. Но при этом ссоры и драки разбирают не учителя, а сами ученики.

— В августе прошлого года Максимилиан перешел в пятый класс. После первого учебного дня он пришел домой и с гордостью сообщил, что теперь он мегглер. Так называют дежурных школьников, которые выступают посредниками в решении конфликтных ситуаций между одноклассниками.

1

Спокойствие, регламентированность, неагрессивность — важные стороны жизни, о которых должны заботиться все. В университете Осло можно даже получить образование по предотвращению конфликтных ситуаций. Аналогов этому курсу нет нигде в мире.