6. Коварное «нет»
О коварстве «нельзя» многие родители уже знают. С «нет» и «не…» дело обстоит еще хуже. Ну не хочет наше подсознание его воспринимать!
Любой запрет наша психика встречает в штыки. И чтобы послушаться и прислушаться (а тем более усвоить), приходится сделать усилие, переступить через свое собственное «не хочу — не буду».
Вспомните, как вы сами злитесь на запреты в семье или на работе. А детям такое усилие сделать еще труднее (хотя бы потому, что они — народ свободолюбивый). Вот и получается: мы говорим «Нет! Нельзя!», а ребенок услышать нас не готов, у него «бананы в ушах». Мы говорим «не делай», а ему слышится «делай, и поскорее…».
С риторическими вопросами происходит почему-то то же самое: и детей, и даже ваше подсознание они скорее раздражают, потому что на них не требуется ответа. Особенно злятся подростки, когда из-под вашего вопроса выглядывает что-то ехидное и запретительное типа «Я тебе русским языком говорю: до каких пор… ?!».
Что из этого следует?
* Старайтесь строить фразы так, чтоб обойтись без «не», «нет» и «нельзя»
* Избегайте риторических вопросов (особенно когда у вас плохое настроение)
* Будьте осторожно-тактичны со слегка ироничными намеками, это очень часто выглядит как вариант этакого изощренного подкалывания и тоже сердит, особенно подростков (они и так не уверены в себе)
* А если вам все-таки приходится говорить «нет», подсластите пилюлю
* Итак, ваша речь должна быть положительна и конкретна, добра, но не иронична
7. Повторяйте по-разному
Любая новая информация поступает в кратковременную память. Там она хранится примерно дня три, а потом или стирается, или переходит в память долговременную, то есть запомнится надолго.
Информация переходит в долговременную память:
– когда информация яркая, эмоциональная
– когда человек повторяет ее, возвращается к ней. Этим он как будто говорит мозгу: мне пригодится, это важно, помни!
В идеале должно быть так: освоил новый материал, затем — повторять: через три дня, через неделю — через месяц. И повторение должно проходить разными способами: так интереснее и запоминательнее! Об одном и том же — по-разному.
Последовательно, постепенно углубляя и возвращаясь к пройденному, надо говорить и о простых и о более сложных вещах. Ребенок растет, но правила не меняются. Они лишь дополняются и расширяются, появятся новые подпункты, новые повороты, но суть одна.