В возрасте с года до двух (и чуть старше) продолжаются игры с едой, так сильно раздражающие многих родителей. Ребенок начинает играть с едой, когда он только знакомится с твердой пищей, и продолжает это делать в течение второго года жизни.

На самом деле ребенок катастрофически нуждается в том, чтобы исследовать еду. Почти в каждом семейном альбоме есть фотография, на которой ребенок сидит в детском стуле, с лицом, измазанным едой. Это умилительное зрелище, и это история про то, что ребенку необходимо исследовать пищу всем телом, ему нужно чувствовать ее текстуру, температуру, ощущать запах, мы говорили об этом в прошлый раз. И вот в этом возрасте дети устраивают голодные забастовки, когда они неделями отказываются от любой еды, кроме груди, или смеси, или кефира. Частыми причинами этих голодных забастовок на данном этапе жизни является то, что родители транслируют недовольство или запрет на игру с едой.

Дело в том, что для ребенка, да и для взрослого тоже, одна из функций еды – удовольствие. Все диетические системы, которые говорят вам, что еда – это только способ восполнить энергетический дефицит, ошибочны. Еда – это еще и одно из мощнейших удовольствий в жизни, и останется таким всегда.

Однако мы регулярно с вами видим, что люди, которые являются последователями тех или иных диетических программ, то есть включаются в систему, где из еды изъят компонент удовольствия, становятся очень подавленными и раздражительными, и с ними очень трудно общаться человеку, питающемуся нормально.

Мы часто говорим – ты такой злой, потому что голодный? На самом деле это не совсем правда, человек может быть не голоден, но удовольствия от еды он не получает, и это вызывает негативные эмоции.

А теперь поставьте на это место ребенка – в этом возрасте главное удовольствие от еды заключается в возможности игры с ней. Он обязательно будет рисовать пюре, как красками, на столе, стучать ложкой по столу, предпринимать самые разные действия с твердыми кусочками еды. Он будет крошить хлеб, таким образом познавая сущность вещей.