11. Нагружать их ответственностью не по возрасту. Как раз сейчас я работаю с тремя клиентами, которым в очень раннем возрасте, практически с четырех лет пришлось самостоятельно заботиться о своем питании или отвечать за братьев и сестер. Такие дети, вырастая, зачастую не хотят продолжать род, объясняя это тем, что больше не хотят заниматься воспитанием.

12. Позволять им сколько угодно сидеть у телевизора и компьютера. Список можно продолжить – видеоигры и смартфоны тоже из этого ряда. Я знаю одну семью, где мама и сын-подросток без конца обмениваются сообщениями и никто им больше не нужен.

13. Не позволять им скучать. Есть родители, считающие, что детей надо постоянно занимать разными делами и следить, чтобы те ни в коем случае не заскучали. Но тогда у детей не развивается креативность и умение самостоятельно справляться со скукой.

14. Освобождать их от ответственности за свои действия. Мне встречаются родители, которые из лучших побуждений стремятся избавить детей от любых переживаний, связанных с потерями: скажем, тут же покупают новую игрушку вместо сломанной. Если у подростка возникают проблемы с законом, делают все, чтобы он избежал ответственности. А потом удивляются, почему ребенок ничего не уважает и не ценит. Нужно понять: потери помогают нам стать мудрее и на собственном опыте разобраться, что можно и чего нельзя делать.

15. Не позволять им играть в «опасные» игры

Дети в лесных детских садах1 гораздо меньше болеют, лучше адаптированы и успешней справляются с проблемами, чем их сверстники, посещающие детские сады, расположенные в закрытых помещениях.