Против этого чрезмерного украшательства активно выступают прогрессивные педиатры того времени, например, Е.А. Покровский. Он убеждал общественность, что изобилие ненужных аксессуаров препятствует гармоничному развитию ребенка, потому что сковывает движения и мешает полноценной физической активности, ведь в подобном наряде нельзя свободно играть, бегать, бороться.
Но к этим резонам прислушивались немногие взрослые: ведь наряд отпрыска, как и сейчас, в высших кругах был показателем статуса его родителей, а кроме того, свидетельствовал о преемственности поколений. Вспомним, например, «Портрет мальчика» кисти О.А. Кипренского (1812 год).
На этом холсте ребенок облачен в подобие фрака с рядами пуговиц. Несложно предположить, что его отец – чиновник не самого низкого ранга, и сын готовится пойти по стопам родителя.
Кстати, зимняя одежда была менее причудлива и более адаптирована к нашим погодным условиям. Мальчиков обычно «утепляли» с помощью меховых пальто с башлыком, который можно было надеть по-разному (почти как модный сейчас снуд), в гардеробе девочек преобладали меховые шубки и шапки. Дети обоих полов носили меховые сапожки или валенки с калошами, варежки и вязаные чулки (колготок тогда человечество еще не придумало).
«Мы мальчики красивые, мы храбрые мужчины, мы будущие воины страны своей России»
Середина XIX-начало XX века – истинный расцвет детской моды в Российской империи. Может быть, потому что в стране появилось большое количество свободомыслящих людей, которые не желали придерживаться общепринятых стандартов, в том числе и в вопросах воспитания подрастающего поколения, а может быть, потому что значительное влияние на родителей оказали модные журналы, которые начинают выпускать специальные приложения, посвященные детской и подростковой моде. Это раньше «гламурные» издания образованная публика выписывала из-за рубежа, а теперь в стране появилось большое количество доступной периодики на родном языке – «Дамскiй журналъ», «Новый русскiй базаръ», «Модный курьеръ» и многие другие. И в каждом читатель мог почерпнуть креативную идею по части модных тенденций.
К.Е. Маковский. «Портрет великой княжны Марии Николаевны»
Например, особую популярность среди «продвинутых» родителей приобретают стилизованные исторические детские костюмы. Рассмотрим работу художника К.Е. Маковского «Портрет сына в мастерской». На картине изображен сын портретиста – Сергей. Он одет в черную бархатную удлиненную куртку с кипенно-белым кружевным воротником – костюм английского ребенка из богатой семьи XVII века.
К.Е. Маковский «Портрет сына в мастерской».
Другое популярное направление тех лет – копирование народного, деревенского стиля в детской одежде. Эта «простота», кстати, обходилась весьма дорого: например, классические крестьянские рубахи на мальчиков из родовитых семей шили из шелка, а сапоги кроили из сафьяна.