Кормление грудью — процесс, необходимый каждому малышу. В разные времена женщины относились по-своему к грудному вскармливанию детей. Художники разных лет наглядно показали в своих картинах, как менялся этот процесс в течение последних двух столетий. Людям остается только взглянуть на их работы и сделать свои выводы.
Алексей Венецианов “Сенокос” (1820 г)
В 1820 г. художник А. Венецианов изобразил на холсте то, как происходило кормление ребенка в начале XIX века. В основе сюжета — мать, кормящая младенца в самый разгар работы, рядом с ними сидит старшая дочь.
Художник показал типичную сцену сельского быта тех времен: идет заготовка сена, в которой женщина принимает участие. Но в процессе тяжелой работы она успевает уделять время своим детям — кормлению младшего и общению со старшей девочкой.
В тот период кормление ребенка не было особенным процессом, не требовало подготовки. Ребенок постоянно находился при матери, которая кормила его тогда, когда он просил об этом, отрываясь от дел.
Константин Маковский “Жница” (1871 г.)
Еще один сюжет, в котором представлен эпизод из жизни кормящей матери и ее ребенка, протекающий прямо в поле. Идут уборочные работы, а мать вскармливает своего малыша грудью, отложив серп на несколько минут.
Внимание привлекает праздничная одежда крестьянки, в которой она была изображена неспроста. Сюжет картины — песнь женщине, которая успевает и работать, и уют создавать, и детей растить, и даже веселиться.
Кормление ребенка — все еще процесс, который нужно было вписывать в повседневные дела и рабочий процесс. Ребенок постоянно находится при матери.
Зинаида Серебрякова “Кормилица с ребенком” (1912 г.)
Картина начала ХХ века, ярко отражающая процесс кормления ребенка грудью.
Зрителю показана женщина, пышущая здоровьем — крепкая и красивая. У нее на руках с виду здоровый младенец, принимающий участие в акте кормления. На самом деле, главные герои картины — сама художница и ее старшая дочь Татьяна.
В этот период детей кормили грудью долго — порой до 3-4 лет, пока они сами не начинали обращать внимание на “взрослую” еду. Дамы из высшего сословия пользовались услугами кормилиц, а простые крестьянки справлялись сами.
Борис Жарков “Родился новый человек” (1938 г.)
На картине Б. Жаркова видны счастливые женщины, только что познавшие счастье материнства. Каждая прикладывает новорожденного к груди, выслушивая наставление медсестры, а процесс кормления, очевидно, доставляет радость.
В это время практика родов в специализированных медучреждениях уже была широко распространена по стране. Кормить ребенка женщины учились там же. Новорожденных туго пеленали, а затем прикладывали к груди, следуя наставлениям медицинского персонала.
Аркадий Пластов “Мама”(1964 г.)
Картина, сюжет которой ярко передает будни кормящей матери в СССР. Мать аккуратно подает новорожденному грудь. Все это происходит в интерьере обычного деревенского дома, с кое-какими удобствами. Картина представляется жизнерадостной и беззаботной.
В эпоху СССР женщины получили возможность испытывать настоящую радость от процесса кормления ребенка — им уже не нужно совмещать это с тяжелой работой в поле. Появились удобства и для мамы, и для ребенка, кормление которого проходило в уютных домашних условиях, иногда прямо в кроватке, как это показано в сюжете картины “Мама”.
Станислав Слесарский “Кормилица” (2013 г.)
Картина, в центре сюжета которой снова деревенская женщина с младенцем, разодетым в распашонку и чепчик. Она аккуратно держит его одной рукой, а другой подает грудь. Рядом сидит старшая дочь, которая играет с куклой, а позади виднеется большое поле с богатым урожаем пшеницы.
Процесс кормления ребенка заметно эволюционировал, стал комфортнее, безопаснее Мамы и дети получили возможность испытывать чувство единения друг с другом. Если раньше женщина не имела возможности даже расслабиться в период кормления малыша — нужно было успевать и работать, и заниматься ребенком, то в современных условиях она в силах превратить этот процесс в целый ритуал.