Мы не можем быть всегда и везде со своими детьми. Мы не всесильны и не всемогущи, а окружающий мир и люди не всегда будут добры к нашим детям. К тому же, дети часто неверно представляют себе преступников и опасные ситуации, поэтому не знают, как реагировать и чем себе помочь. А ведь правильное поведение ребенка в первые секунды общения с незнакомцем снижает вероятность беды на 90%!
Неутешительная статистика:
— 50 детей пропадает в России каждый день. 10% не удается найти;
— 80% насильников получает условный срок;
— 30% преступлений против несовершеннолетних совершают женщины;
— 90% детей помогут постороннему человеку найти котенка;
— 50% преступлений против детей совершают посторонние люди;
— в 4 раза выросло количество преступлений против несовершеннолетних за 2014–2016 гг.
Советы для родителей от руководителя Школы безопасности “Стоп-Угроза” Лии Шаровой:
Типичная ситуация: мама, испуганная очередной историей похищения ребенка, подзывает к себе свое ненаглядное чадо и устраивает пятиминутку нервных наставлений: «никуда не ходи с посторонним», «не открывай дверь», «не заходи в лифт с чужими». Чадо кивает, говорит, что ему все понятно и отправляется по своим делам, а тревожная мама уговаривает себя «не думать о плохом».
Очень хочу поделиться с родителями выводами, которые мы, тренеры «Стоп-Угрозы», сделали после двух лет каждодневной работы с группами детей всех возрастов:
Половина детей 6–12 лет побежит в случае опасности в подъезд, во двор, куда-то, «где можно спрятаться», другая половина уверена, что может покусать преступника, «притвориться сумасшедшим» или плюнуть в лицо похитителю, и пока тот утирается – сбежать.
Практически все дети считают, что они могут доверять «знакомым взрослым», в том числе соседям, родителям друзей, продавцам из соседнего магазина, — всем людям, кого они уже когда-то видели. И почти все доверяют женщинам и пожилым людям.
Две трети детей 5–8 лет не знают наизусть номера телефонов родителей.
19 из 20 детей всех возрастов проводят вежливую тётю, помогут пожилому дяде донести до машины пакет, щенка, котенка, сумку. При этом первоклашки готовы записать в «пожилые» и сорокалетних. А пожилых «надо уважать».
19 из 20 детей начальной школы уверены, что без труда узнают на улице «преступника» и пойдут куда-то с любым человеком, который назовет их по имени и представится коллегой или другом родителей.
19 из 20 детей всех возрастов постесняются громко закричать, если кто-то возьмет их за руку и куда-то поведет.
Почти все дети не знают, что делать в случаях, если кто-то заговорил с ними или удерживает, не понимают, к кому из посторонних могут обратиться за помощью и как это сделать. И, конечно, они боятся рассказывать родителям о своих проблемах: «мама запретит мне сидеть в интернете», «папа не разрешит мне гулять одному».
Такова статистика. Мы надеемся, что эти простые советы помогут вам ее изменить уже сегодня:
1. Спрашиваем, а не поучаем.
Вместо наставлений и различных «НЕ» лучше спросить ребенка, например, во время прогулки, кто кажется ему подозрительным, а кто хорошим. И, услышав ответы, мягко поговорить с ним в дружеском ключе. Ваш ребенок должен точно знать, что ни один посторонний взрослый не должен обращаться на улице к чужому ребенку. Не должен и всё. А если кто-то обратился, то это или преступник, или невоспитанный взрослый, и с теми, и с другими не нужно быть ни вежливыми, ни послушными.
2. Показываем и объясняем всё в деталях.
Все дети знают, чего они не должны делать, но на практике никто из них не знает, из каких именно действий состоит это «НЕ». Они не знают, «КАК». Покажите на своем примере, как именно нужно отвечать любому человеку. Скажите уверенно: «Я вас не знаю и не буду с вами разговаривать», попросите ребенка повторить, придумав разные ситуации и предлоги. Важно, чтобы ребенок умел уверенно прерывать любой диалог, мог пройти мимо, если его окликают, ответить: «Я спешу, меня ждут».
Пусть ребенок увидит всю последовательность правильных действий и повторит ее. Лучше уделять этой теме пять минут каждую неделю, причем начинать можно с возраста трех-четырех лет. Моделируем ситуации: «Один дома», «Звонок по телефону», «Подходит на улице человек и спрашивает», «Заходишь в подъезд», «Стоишь у лифта и подходит мужчина», «Потерялся в торговом центре», «Заблудился на улице», «Потерял мобильный телефон», «Кто-то идет позади», «Девушка, можно с вами познакомиться» и т.д.
3. Заменяем слова «преступник», «подозрительный человек» на «посторонний», «чужой».
Абсолютное большинство детей 5–10 лет на тренингах описывают преступника как «дядьку в черном, угрюмо преследующего прохожих» и считают, что могут отличить преступника от «хорошего человека».
4. Вселяем уверенность.
Расскажите детям, что пока они находятся в людном месте, они в безопасности, потому что всегда могут применить два своих главных оружия: быстрые ноги и громкий голос. Расскажите о вседозволенности в случае опасности, убедите его в том, что он может делать все что угодно, если ему даже просто кажется, что кто-то за ним идет: можно и нужно кричать, убегать. А если посторонний пытается удержать ребенка, то можно даже разбить окно или швырнуть камнем в машину, чтобы сработала сигнализация, можно упасть в лужу в новой куртке или вцепиться намертво в забор или качели на детской площадке, обратиться за помощью к посторонним, забежать в магазин или аптеку, банк или кафе.
5. Учим телефоны мамы, папы и доверенных лиц.
6. Показываем, как обратиться за помощью, если потерялся или кто-то преследует.
И показываем – к кому можно подойти (женщины с детьми, служащие любого магазина, аптеки, кафе и т. п).
7. Убираем всю информацию со своих страниц в соцсетях.
Никаких фотографий с детьми на аватарке, контактов и ссылок на членов семьи, место работы, никакого списка коллег. И начинайте дружить с детьми в соцсетях. Присылайте им дурацкие гифки и демотиваторы, болтайте в чате, не становитесь врагом его онлайн-пространства, так будет гораздо проще понимать, с кем ваш ребенок общается в сети и чем увлечен.
Даже этих простых правил будет достаточно, чтобы во многом снизить то чувство незащищенности и паники, которое возникает у нас от каждой новой истории о пропавших детях.