Самое большое горе, с которым может столкнуться ребенок — это потеря родителей. Речь не только об их смерти. Дети тяжело переживают и лишение самых близких людей родительских прав. После этого малыши попадают в детские дома, где о них заботятся совершенно чужие люди. Заботой это можно назвать лишь условно. Вместе с негативным опытом жизни в родной семье, приют накладывает отпечаток на детскую психику. Рассказываем о пяти отличиях детей, которые выросли в детском доме.

Постоянно не слушаются

Для детей, выросших в детдомах, непривычна модель поведения, при которой нужно кому-то подчиняться и слушаться. Для того чтобы перестроиться, нужно время, терпение родителей, а, возможно, и помощь специалистов.

Дети, которые воспитываются в семье с рождения, реже имеют проблемы с послушанием, потому что приучены к нему с раннего детства.

“Не слушает близких взрослых и воспитателей – «неуправляемый» ребенок. Не понимает, что поступил плохо: берет без спроса любые вещи: книги из шкафа, телефоны у мамы, таблетки в сумке у бабушки, разбил часы, будильник, сломал пульты телевизионные. Прыгает на диване, на столе. Рвёт листья у цветов, рвёт тканевые жалюзи на окнах. Пытается открыть окно, залезает и прыгает на отопительной батарее. Наказываем, объясняем, что поступил плохо. На следующий день – повторяет всё то же самое. Посещает детский сад, не слушает воспитателей: разговаривает сам с собой, поет песни, хлопает в ладоши”, — делится проблемами в воспитании приемного ребенка мама anna_1309.

Ведут себя агрессивно

Приемные родители часто жалуются на слишком агрессивное поведение детей. В ответ на любовь и ласку опекуны и усыновители, вместо ожидаемой отдачи, получают грубость и скандалы. Все дело в том, что дети, выросшие в детских домах, не привыкли доверять взрослым. Они постоянно проверяют на прочность свою новую семью: “А вы будете меня любить, если я буду грубить?” или “Вы не вернете меня в детдом, если я не буду идеальным?”

В семьях с родными детьми такое поведение встречается намного реже. Ведь там малыши с рождения привыкают к любви, заботе и взаимному доверию.

“Она ходила в садик, и в садике кошмар, мы поменяли третий садик, она бьет детей, задевает, не слушается, делает только то, что ей нравиться… Пошли 1 сентября в 1 класс, и у меня просто сердце кровью обливается, постоянно плачу. В пятницу был разговор с учительницей, она мне высказалась, что не знает, что делать с Кариной, Карина неуправляемая, учительница перепробовала все способы подхода, приглашала психолога на уроки и на беседу с дочкой”, — рассказывает о приемной дочери пользователь форума Nata37.

Убегают из дома

В подростковом возрасте даже родные дети могут убежать из дома. Что уж говорить о приемных, у которых к и так непростому периоду в жизни прибавляются психологические проблемы родом из детдомовского детства. Они убегают, потому что никак не могут привыкнуть к новым правилам. Им проще бродяжничать и бездельничать, чем учиться, убирать в комнате и помогать новой маме. Некоторые же ищут встречи с кровными родственниками.

В семьях с родными детьми такие проблемы, как правило, временны, и заканчиваются вместе с переходным возрастом. Семьям же с приемными подростками зачастую требуется помощь психологов, психиатров, иногда даже вмешательство полиции.

“Как-то я приезжала по приглашению в одну приемную семью, где случилось подобное ЧП. Тогда двое мальчишек 8 и 10 лет сбежали из дому и их долго искали родители вместе с полицией и службой по делам детей. Когда их нашли, ребята сказали, что в семье к ним плохо относятся, заставляют работать, мало кормят… Мы долго беседовали с ребятами… Выяснилось, что мальчики поддерживают связь со своими родственниками, которые периодически обещали, что «заберут их обратно»… Ребенок поверил и решил сбежать”, — рассказала психолог историю из своей практики на сайте, посвященном борьбе с сиротством.

Воруют

Воровство дома и в школе — частая проблема, с которой сталкиваются усыновители. Все дело в том, что детям, которые выросли в детдоме, сложно разграничивать понятие “свое-чужое”, ведь в подобных детских учреждениях все общее. По такому принципу они продолжают жить и после усыновления. “Понравилось — я и взял”, — можно услышать от них. К тому же, дети из детдомов после обретения семьи стараются наверстать то, чего были лишены раньше. И способ, которым они этого добиваются, порой не имеет для них значения.

Родным детям с раннего возраста прививают основные нормы поведения в обществе. Поэтому, они еще с дошкольного возраста понимают, что воровать нельзя.

“В школе моя барышня воровала деньги у одноклассников и не только, мобильный телефон (который потом разбила вдребезги). Игрушки у других детей в гостях. У меня деньги (теперь держу деньги только на карте)… Может и сейчас ворует, не знаю… С поличным пока поймана не была…

Мда… рано радовалась…только что позвонил тренер и сообщил, что Роза шарила по карманам в раздевалке… Видимо, это не исправить”, — делится проблемой на форуме приемных родителей мама Анатольевна.

Демонстрируют задержку развития

То, что часто называют задержкой развития, или “плохими генами” у детей из детдома, обычно объясняется отсутствием родительской заботы и недостатком воспитания. Это естественно, что ребенок, который не жил в семье, и в 10 лет может не понимать, что значит ходить на работу, зачем ходить в магазин или убирать в квартире. Конечно же, речь не идет о детях с органическими поражениями ЦНС.

В семьях с родными детьми малышам уделяется больше внимания. Они играют в развивающие игры, нередко посещают специальные детские центры. И, что немаловажно, живут в полноценном социуме. Поэтому и подобные проблемы в таких семьях встречаются реже.

“Нам психиатр, психолог и невролог поставили педагогическую запущенность (раннего возраста, то есть не заложена база до 3,5 лет). Когда мы ее забирали, нам психолог в опеке сказала, что для таких деток поведение такое нормально, и к тому есть причины, но вот что к чему, и что с этим делать… А сейчас мы пришли к тому, что по интеллекту мы догнали сверстников, а поведением что-то никак”, — рассказывает мама приемного ребенка ТаняСорока.

Семья, которая приняла решение усыновить ребенка из детского дома, должна быть готова к определенным трудностям. Ведь такие дети за свою короткую жизнь успели перенести много бед. Конечно, все это не проходит для них бесследно. Но любящие родители, часто с помощью специалистов, способны творить чудеса. Нужно помочь ребенку вновь поверить взрослым и жить нормальной жизнью.