Критиковать современные школы любят тысячи родителей. «Детям многое позволяют, нет дисциплины, учителя — неопытные, программа — излишне простая…». Какие только обвинения не сыплются в адрес общеобразовательных учебных заведений. Масла в огонь подливают еще и бабушки с дедушками учеников. Они всячески хвалят советские школы, забывая рассказать о больших минусах того периода.
Вот 6 недостатков советских учебных заведений, о которых раньше все молчали или, по крайней мере, старались не говорить.
№1 Пионерский галстук
Настоящий позор для советского ученика — прийти в школу с помятым или плохо постиранным пионерским галстуком. Дети должны были относиться к нему, как к сокровищу. Он был символом равенства, коммунизма и преданности родной стране. Учителя могли прогнать ребенка с уроков, если он забыл этот оранжевый атрибут дома.
За подобные нарушения могли вызвать в школу родителей, а ребенка публично отчитать на «пионерском активе». Это создавало нездоровую моральную обстановку в школе и ученикам приходилось постоянно испытывать стресс.
№ 2 Обязательная школьная форма
Девочки ходили на уроки в темно-коричневой форме, пошитой из некомфортной ткани, которая была колючей и вызывала раздражение на коже. На праздники необходимо было заменить обычный черный фартук школьной формы на идеально белый. Такой наряд часто «не вписывался» в климат страны: школьницы южных регионов СССР буквально плавились в ней, а девочки из Северных областей — замерзали на пути в учебное заведение. При этом нельзя было надеть теплые брюки или юбку макси — это считалось позором.
Строгие платья дополнялись белыми воротниками и кружевными манжетами. Школьницам (или их мамам) приходилось каждый вечер стирать и выглаживать эти аксессуары, чтобы они выглядели презентабельно.
Мальчиков так не мучили: для них придумали форму темно-синего цвета из долговечной полусинтетической ткани. Она тоже была неудобной, зато не приходилось пришивать к ней разные «украшения».
№3 Запрет на индивидуальность
Советский школьник не должен был отличаться от остальных. «Табу» для девушек — распущенные волосы, короткие модные стрижки, косметика, бижутерия, цветные заколки и резинки для волос, обручи. Под запретом оказались даже золотые сережки. Парням нельзя было носить кроссовки, джинсы и олимпийки. Этот список «табу» можно продолжать бесконечно.
Контролировал «одинаковость» школьника зауч, который проверял детей на входе в учебное заведение. Интересно, что ученикам не можно было носить наручные часы, а младшим школьникам — брать с собой любимую игрушку. Небольшие исключения делали для тех, кто посещал кружки или музыкальную школу.
№4 Бесполезная «общественная работа»
Ученики, помимо домашнего задания, должны были управиться с дополнительной и часто бесполезной работой. Подготовить политинформацию, написать африканским детям письмо поддержки… Подобные задания нужно было выполнять обязательно. Если кто-то увиливал, то его опять-таки порицали и публично отчитывали.
Конечно, некоторые общественные дела шли на пользу окружающим. Школьники проводили тимуровскую помощь одиноким старым людям и ветераном войны. Однако ненужных дел у школьников было гораздо больше.
Детей заставляли быть «главными по библиотеке», «по классу», «по звездочкам». На учеников «вешали» десятки обязательств, так что о свободном детстве советским ребятишкам не приходилось мечтать.
№5 Девочки за слесарным станком
В советские времена не было определенного гендерного различия. Девочки часто выполняли ту же работу, что и мальчики. Они учились стрелять из винтовки, изготовлять механические детали на токарном станке и мастерить запчасти. Благо, в середине 1970-х в школе ввели курс обучения домоводству и девушкам больше не пришлось осваивать слесарское и столярское дело.
№6 Запреты на полезные изобретения
В советских школах воспринимали в штыки «западные новинки». Появилась шариковая ручка? Немедленно выброси ее, ведь она испортит почерк! Родители купили новый портфель-дипломат? Избавься от него и ходи на уроки с «нормальным» рюкзаком, как все остальные дети.
Запреты на самом деле были бессмысленными и тормозили развитие детей в целом. Все новинки воспринимались как «негативное влияние тлетворного Запада». В результате до 1970 года советские ученики пользовались чернилами вместо удобной шариковой ручки.
Можно припустить, что вышеописанные минусы перечеркивались качественным образованием. Но не зря говорят, что «дьявол скрывается в деталях». Лучше не забывать о недостатках советских школ, чтобы не повторить их в будущем.