О том, как жили матери на Руси сотни лет назад, сохранилось не так много свидетельств. Собрать крупицы информации можно лишь в летописях, произведениях фольклора и берестяных грамотах…

Так, каким же оно было?

Последнее решение за матерью

Женщина имела право самолично управлять имуществом, быть единственным опекуном для детей и распределителем наследства.

В конце XIII века действовал ряд законов, которые защищали права матерей. К примеру, женщина могла получить часть имущества отца своих детей, даже если они не состояли в браке. Также мать имела право получать содержание от взрослых детей, а те, в свою очередь, не могли выгнать родительницу из дома и применять к ней физическую расправу.

Материнство вместо отчества

По традиции, ребенка могли величать не только по отцу, но и по матери. Ярким примером тому служит сын княгини Марии Владимировны, Василько Маринич, живший в XII веке.

Возможно, летописец, который указал вместо отчества материнство, хотел подчеркнуть значимость рода княгини.

Большая крестьянская семья – миф

Поскольку медицина на Руси X-XV веков еще не была достаточно развита, детская смертность была высокой. Женщины рожали чуть ли не ежегодно, но выживали лишь самые крепкие малыши. В среднем, в семьях было по 1-2 ребенка, а те, у кого было 3-4 малыша, считались многодетными.

Наказания за аборт

Как и сейчас, в древние времена женщины хотели право выбора и попросту уставали от бесконечной беременности. Предохраняться тогда было довольно проблематично, поэтому услуги знахарок, которые варили «зелье» для аборта, пользовались высоким спросом.

В сохранившемся свидетельстве об «извержении плода» указано, что этот поступок был не безнаказанным:

«аще зарод еще» – пять лет епитимьи, «аще образ есть» – семь лет, «аще живое» – пятнадцать лет поста и покаяний.

Священники выспрашивали знахарок об их «клиентках», узнавали, сколько раз женщина прибегала к помощи «зелья», а затем применяли соответствующее наказание. Если выкидыш случался от физического насилия (домашних побоев), женщина избегала наказания.

«Нечистый» период после родов

Велением церкви, беременные были освобождены от тяжелой работы и земных поклонов. Однако на крестьянок это не распространялось, так как немногие семьи могли себе позволить потерю работника. После появления ребенка женщина считалась нечистой и нередко жила отдельно от семьи, чаще всего – в бане, где и происходили роды. Запрещена была и церковная близость. Такие меры длились в течение 40 дней. За это время мать успевала восстановить здоровье после родов.

Нравственное воспитание – дело матери

В духовной литературе X-XV вв. о святости слова матери и ее мудрости было сложено немало речей. Несмотря на то, что главной заботой женщины было сохранение здоровья чада (о чем упоминалось в лечебниках и травниках), на ней лежало и нравственное воспитание растущего поколения. Она закладывала моральный фундамент, проповедовала духовные ценности.

Даже в литературных образах древнерусской литературы (фольклор, светские и духовные источники) нет примера аморального поведения матери: она не опускается до трусости или низкого поступка ради собственной выгоды.

Воспитание без методик

Простому народу не были доступны литературные источники с «методиками» воспитания и правилами поведения, поэтому дети крестьян и обычных горожан взращивались «стихийно». Как считают исследователи, воспитание происходило «само собой» или таким образом, какой наиболее удобен взрослому.