Дети совершенно по-другому оценивают вещи, которые их окружают. Особенно малыши, которые ничего не знают о ценах и качестве. Для них самое важное – это интересная вещь или нет? Для маленьких исследователей всегда на первом месте будет возможность разобраться, как устроены предметы, поэтому часто они их применяют не по назначению, чем и вызывают негодование родителей.

Дошкольникам и школьникам, конечно, уже легче объяснить, что все вещи в доме приобретаются за деньги, которые родители зарабатывают, и что к ним нужно относится бережно. Но далеко не всегда у детей это получается. Почему же ребенку бывает трудно бережно относится к вещам, которые у него то теряются, то портятся?

Неценные вещи

Не стоит искусственно требовать от ребенка, чтобы он ценил те вещи, которые попадают сегодня под понятие «одноразовые». Ведь и взрослые пользуются ими. Когда-то мы старательно зашивали даже капроновые колготки, теперь делать это никому не придет в голову. И детские носки сейчас мало кто штопает: они порвутся вновь очень быстро, а потому проще купить недорогие новые.

Мы используем на кухне одноразовые полотенца, даем детям одноразовые носовые платки.

Не стоит покупать дорогих вещей, если ребенок в силу возраста не способен их беречь. Скажем, не нужно покупать малышу дорогих фломастеров, пока он не способен выработать привычку их закрывать.

А если подросшему ребенку покупается дорогая вещь, и он из-за несоответствующего отношения теряет или ломает ее, то здесь уже не стоит бежать и покупать такую же. Чтобы ребенку стала очевидна причинно-следственная цепочка: он испортил интересную вещь и теперь ее у него нет. То есть его учит сама жизнь… Если какая-то покупка ценна для родителей, дорого обошлась и купить в следующий раз будет сложнее, то об этом нужно предупредить ребенка заранее.

Конечно, родители по ходу развития ситуации что-то объясняют, говорят. Но ругать за утерянную или сломанную вещь – бесполезно. Тем более часто небрежное отношение может быть связано и с невниманием ребенка. Например, он что-то увлеченно рисует и в этот момент просто не способен думать, что нужно еще и закрывать фломастеры колпачками.

Понятно, что если бы фломастеры было трудно купить, как во времена нашего детства – их «доставали по блату», приобретали втридорога, – то ребенок бы к ним относился иначе. Но, кстати, тогда фломастеры малышам и не попадали в руки: ими пользовались только школьники.

Сегодня практически каждый родитель может ежедневно покупать по пачке фломастеров. Потому нельзя искусственно создать ситуацию, внушая ребенку понятия о ценности тех вещей, которые сами-то родители ценными вовсе не считают. Дети всегда чувствуют фальшь.

С другой стороны, наверное, все-таки не стоит сетовать на настоящее, вспоминая о собственном детстве, когда мы с завистью смотрели на одноклассницу, у которой были фломастеры аж двенадцати цветов, или жевали по очереди одну-единственную дефицитную жевательную резинку. Ценить вещи и уметь делиться ребенка можно приучать не так экстремально.

Опять же, ребенок смотрит на то, как относятся к вещам родители.

Понятно, что без каких-то дорогих вещей некоторым детям просто не обойтись – ортопедические стельки, например, качественные очки. Приходится постоянно напоминать о бережном отношении, чтобы ребенок не сломал, не потерял, не порвал. Постепенно ребенок привыкнет сам следить за вещью. Речь, конечно, не о маленьком ребенке. В случае с малышом следить должны именно родители.

Что касается бережного отношения к книгам – у маленьких всегда должна быть возможность полистать бумажную книгу, почеркать ее. Когда двух-трехлетний малыш «рисует» в книге карандашом, ему кажется, что это он создал картинку, напечатанную на странице. А более старшие дети уже учатся относиться к книгам бережно. Хотя они все чаще пользуются электронными носителями для чтения.

Ребенок, попавший в семью из учреждения, не воспринимает личные вещи как свои собственные. Ведь он жил в ситуации, когда у него не было личных границ, его территории, его вещей, когда ему ничего не принадлежало и любую вещь у него в любой момент могли отобрать. С другой стороны, если он что-то потерял, сломал, порвал, ему тут же выдавали замену. И потому он просто не умеет ценить вещи, оберегать «свое».

Попадая в семью, ребенок продолжает так же, то есть безразлично относиться к вещам, неважно, блокнот ли это за 15 рублей или дорогой сотовый телефон. Потому родителям не следует задаривать его дорогими вещами, а потом надеяться, что ребенок будет к этим вещам сразу же бережно относиться. Нет такого способа, который бы сразу решил проблему. Должно пройти время, пока ребенок живет в нормальной обстановке семьи, с адекватным отношением к вещам… Не стоит торопить ситуацию и ждать чудес.

Автор Людмила Петрановская