В 1764 году указом Екатерины II был создан первый в России институт благородных девиц («Смольный»). Императрица хотела дать девушкам достойное образование и воспитание, чтобы они передавали полученные знания и опыт своим потомкам, а те – свои детям. Чтобы постепенно культура охватила все общество. Давайте же узнаем, как жили и чему учились девушки в то время.

То, как учились девочки 250 лет назад, удивляет и даже пугает

Обучение за счет благотворителей

Изначально «Смольный» открывали только для дочерей дворян. Но потом сделали еще одно отделение для наследниц мещан. Вскоре в институт стали принимать девочек из семей купцов, чиновников и прочей знати. А позже стали набирать девушек из бедных семей. Учредители сделали для них что-то вроде стипендии.

То, как учились девочки 250 лет назад, удивляет и даже пугает

Их обучение было возможно за счет пожертвований императорской семьи и просто богатых людей. Девушки, за обучение которых платили благотворители, носили на шее специальную ленточку. А ее цвет выбирал сам спонсор.

Условия для поступления

Институт благородных девиц считался престижным заведением. Его выпускницы высоко ценились в обществе, могли устроиться работать гувернанткой или учительницей.

В «Смольный» брали девочек 10-11 лет, которые сдали экзамены и прошли собеседование. Обязательным условием было хорошее знание французского.

То, как учились девочки 250 лет назад, удивляет и даже пугает

После экзаменов девочек распределяли по классам: блестящие ученицы, средние и прочие. Кстати, для каждого класса были свои педагоги.

Понятно, что для «блестящих учениц» преподавали лучшие учителя. Им давали довольно сильную программу. К ним выдвигались особые требования, не было поблажек. Перевестись с одной группы в другую было невозможно.

Учителя – только мужчины

Возглавляла институт начальница, а следить за порядком ей помогали инспектрисы и пепиньерки. В институте преподавали только мужчины, не отличавшиеся красотой. Правда исключение все же было, музыке учила женщина. А еще были классные дамы, по две на каждую группу. Весь персонал жил в здании института.

Общение с семьей

Смолянкам разрешали навещать родных на каникулах. Коренным жительницам Петербурга можно было видеться с семьей по выходным и праздникам, но только в присутствии воспитательницы. Остальные общались с близкими с помощью писем, которые проходили строгую цензуру. Воспитательницы старались свести общение девушек с людьми извне к минимуму. Поэтому высмеивали любые упоминания о доме, близких и родных людях. Их задача была сделать институт домом для всех, единственной реальностью.

Питание без излишеств

Обычно меню учениц института составляли из самых простых продуктов. Завтрак состоял из хлеба с сыром, молочной каши или макарон, чая. На обед могли дать суп, пирожок и кашу с мясом. А ужинать приходилось только чаем с булкой. В дни поста рацион был еще более жестким.

То, как учились девочки 250 лет назад, удивляет и даже пугает

Съесть лакомства можно было только за счет карманных денег, которые воспитанницам присылали родители. Обычно девушки платили прислуге, чтобы те тайком приносили им запрещенную еду.

Кстати, за деньгами учениц обычно следила классная дама. Бывали случаи, что она присваивала себе деньги воспитанниц.

То, как учились девочки 250 лет назад, удивляет и даже пугает

Строгие правила поведения

Разговаривать с классными дамами можно было на французском и немецком. Говорить по-русски разрешали только на уроке русского языка и литературы. А за нарушение правил девушек наказывали. Телесных наказаний не было, только моральные. Могли поставить перед классом и упрекать в содеянном, заставить стоять во время обеда.

То, как учились девочки 250 лет назад, удивляет и даже пугает

Девушкам запрещали бегать, играть в подвижные игры, громко разговаривать на переменах. Работники института строго следили, чтобы ученицы следовали правилам и обычаям институтской жизни. Поэтому большинство выпускниц сравнивали годы, проведенные в институте, с тюремным заключением.