Умение выражать свои мысли – одно из важных условий для достижения успеха в любых областях. Поэтому заниматься развитием речи с ребенком надо с раннего возраста. В этом помогут специально подобранные игры и задания.

Говорить красиво – значит прежде всего говорить грамотно: в соответствии с лексическими нормами родного языка, согласовывая слова, выговаривая все буквы, правильно ставя ударение. Словарь 5-летнего ребенка в норме составляет примерно 3000 слов. Однако такое количество находится в пассивном запасе – иначе говоря, ребенок понимает эти слова, но в речи использует далеко не все.

Активно употребляются не более 500 слов, т.е. примерно 1/6 часть! Поэтому полноценное использование детского словарного багажа – важнейшая задача педагогов и родителей, которые стремятся воспитать у малыша «дар слова».

Ученые выделяют различные причины затруднений при подборе слов: психологические, физиологические, педагогические. Но для всех детей характерно одно – отсутствие навыка быстрого и точного подбора слов при формулировании мысли. Многолетний опыт убеждает, что заучивание слов, повторение их вслед за взрослым дает незначительный эффект.

Гораздо важнее формировать у ребенка систему словесных ассоциаций, т.е. планомерно раскрывать связи, существующие между словами.  При затруднениях в подборе слов взрослый может помочь ребенку, используя жесты и мимику, демонстрацию предметов, действий, признаков… Главное – настойчиво добиваться, чтобы малыш назвал нужное слово сам, извлек из своего пассивного словарного запаса.  Подобные упражнения рекомендуется проводить в игровой форме.

Как говорить правильно с детства

Называем! (1–2 года)

Словарный запас ребенка в год составляет около 10 слов, а к 2 годам достигает 300 слов. Основная задача этого периода речевого развития – самостоятельно называть окружающих людей, игрушки, объекты, узнавать на картинках домашних животных, транспорт, строения, договаривать за взрослым простые потешки, подпевать знакомые песенки.

«Переводчик» 
Если малыш употребляет не полные слова, а их аналоги (вместо «машина» говорит «би», вместо «собака» – «ав»), родителям следует реагировать примерно так: «Верно! Это  собака, она лает «ав-ав»! Или: «Да, это дождик, он капает кап-кап». То есть стать добрым, поощряющим  малыша «переводчиком». Но ни в коем случае нельзя говорить: «Неверно сказал! Не так! Скажи хорошо!»  Такая реакция самых близких людей снизит речевую активность ребенка.

«Теремок»

Возьмите коробку из-под обуви, проделайте в ней несколько окошек, но вырежьте их не полностью, чтобы свободно открывать и закрывать. Спрячьте за коробкой три знакомых малышу игрушки, например: волка, лисичку, зайку.  По очереди  высовывайте зверька и от его имени обращайтесь к ребенку: «Здравствуй, мальчик!  Как тебя зовут? Ты узнал меня? Кто я? Да, я зайка-попрыгайка! (лисичка-сестричка, волчок – серый бочок). А какой у меня хвостик? А какие ушки? Я прыгаю или хожу?» и т.д.

«Подскажи словечко» 

Сначала несколько раз повторите малышу короткую рифмовку о знакомом объекте. Новые понятия поясняйте с помощью движений и жестов (изобразите, что значит «вылакала», «облизала», «поскакал»).  Затем говорите стишок с паузами,  чтобы кроха добавлял пропущенные слова:

Молочко из миски 
Вылакала киска,
Носик облизала
И шепнула: м-м-м-мало!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапоньки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Надо зайке поскакать,
Свои лапоньки размять!

Время предложений (2–3 года)

Малыш уже знает от 300 до 1000 слов. Начинается переход к фразовой речи – к использованию предложений.  Помните, что основой фразы служит слово – действие, поэтому употреблению глаголов уделяем особое внимание.

«Уши, ноги, нос» 

Сначала несколько раз совместно проделайте и отчетливо назовите действия, которые особенно близки ребенку: моем (ручки), топаем (ножками), хлопаем (в ладоши), нюхаем (цветок) и пр.  Затем возьмите куклу-бибабо, которую надевают на руку,  и от ее лица спросите малыша: «Что ты делаешь ножками? Ручками? Носом? Зубками? Глазами?»

«Предметы и ответы» 

Разложите перед малышом ложку, фломастер, шампунь, утюг, тряпку, ключ. Указывая на предметы, спросите так, будто сомневаетесь: «Чем мне вытирать пыль? Открывать дверь? Чем я буду есть? Чем – мыть голову? Гладить белье? Чем буду рисовать?» Пусть малыш поможет вам найти предмет, а затем к каждому предмету попытается подобрать слово-действие.

«Объяснялки» 

Объясните ребенку, что терка нужна, чтобы тереть, пила – чтобы пилить, и что пары слов похожи. Постарайтесь вместе по названию предмета найти подобное слово-действие, а значит, объяснить, как появились некоторые слова: скакалка (с ней скачут), грелка (ею греют), клей, салатница, пугало… Помогая малышу подыскать подходящий глагол, бережно исправляйте ошибки.

«Дела-делишки» 

Откройте книгу с картинками. Рассмотрев объекты (людей, животных, транспорт), спросите о выполняемых ими действиях: «Кто бежит? Сидит? Плывет? Прыгает? Рычит? Едет по дороге?» Затем, показывая на картинки, задайте вопросы: «Что делает машина (зайка, мальчик, ворона и пр.)»? Помогайте малышу жестом, мимикой, говорите первые звуки в слове, но не произносите его целиком. Пусть ребенок сделает это сам.

Говорим правильно. Важные подробности (3–4 года)

В этот период словарный запас ребенка составляет около 2000 слов. Чтобы  он активно общался, побуждайте его задавать вопросы, пополняйте речь новыми глаголами, словами-признаками (прилагательными), познакомьте со словами противоположного значения (антонимами), предлагайте шуточные стихи и ошибочные варианты словосочетаний для исправления.

«Вот так репка!»  

Предложите малышу послушать сказку «Репка», в которой Торопыжка перепутал важные слова. Попросите малыша исправить ошибки Торопыжки и рассказать сказку правильно. Например: «Положил дед репку.  Раздулась репка большая-пребольшая. Стал дед репку толкать.  Дергает, дергает, а  выкопать  не может», и т.д.

«Кот – Все наоборот» 

Расскажите малышу, что в волшебной стране жил-был Кот-Все наоборот, ему говорили: «Нож острый!», а он: «Нет! Тупой!» «Ночь темная!» А он: «Нет! Светлая!» и др. Предложите догадаться – какие неправильные слова называл упрямый Кот (задания читайте выразительно, с соответствующей интонацией).

«Имя и растение» 

Обратите внимание малыша на то, что названия некоторых растений напоминают имена: анютины глазки – Анюта, колокольчик – Коля. Пусть ребенок отгадает: кому можно подарить растение так, чтобы имя оказалось похожим по звучанию. «Кому маргаритку? А василек? Розу? Настурцию? Ромашку? Иван-чай?»

«Небылицы» 

Предложите ребенку внимательно послушать шуточные стихи и подробно, точными словами объяснить – почему они называются «небылицами».

Булка в магазин сходила,
Мальчика себе купила,
Чтобы вместе у реки
Петь про летние деньки.
Кот залаял, зарычал,
Пса на дерево загнал.
Кот на ветке посидел,
Отдохнул и… улетел! 

Юный рассказчик (4–5 лет)

3000 слов – именно таков сейчас средний словарный запас ребенка!  Старайтесь пополнять его за счет новых слов-действий (глаголов), слов-признаков (прилагательных), названий частей предметов, обобщающих наименований (мебель, посуда, одежда и пр.). Чаще сопоставляйте объекты по цвету, форме, величине, материалу.

«Пять предметов»

Глядя на окружающие объекты, помогите малышу подобрать к прилагательному  сначала по два слова – названия предметов, а затем увеличить количество слов до пяти. Например: «Деревянным бывает что?» (ложка, рама, стул, стол, карандаш, шкаф).  Или так: «А что большое? Вкусное? Холодное? Пластмассовое? Белое? Прозрачное?» и пр.

«Только на ощупь!» 

Объясните малышу, что игра будет необычной. Сначала завяжите себе глаза,  пусть он положит вам в руки любую игрушку. Покажите, как весело рассказывать о том, чего вы не видите. Затем предложите ребенку закрыть глаза, дайте в руки один из знакомых предметов и попросите рассказать:  из чего он сделан, для чего нужен, какого цвета и формы.

«От стихотворения к рассказу» 

Пересказ (а не заучивание) стихов помогает использовать слова и фразы, которых нет в образце, а значит, активизирует речь ребенка. Предложите ему послушать стихотворение, а затем рассказать историю своими словами:

Я, бабуля, не горланю! 
Я, бабуля, не кричу! 
Я свою собачку Фаню 
Разговаривать учу!!!
Фаня! Повтори – ди-ван,
Это курт-ка, здесь кар-ман.
Вот о-кош-ко, рядом шкаф.
Ну, а ты все – ав да ав!

Конечно, развитие речи ребенка во многом зависит от самих родителей. Если они в обиходе постоянно используют просторечные выражения, сленг, то ребенок будет копировать их манеру говорить независимо от того, играют ли они с ним в «правильные» речевые игры или нет. Так что мамам и папам, желающим, чтобы их малыш говорил красиво, стоит прежде всего обратить внимание на свою собственную речь.