Воспитать одного ребенка труднее, чем троих. Современные родители поспорят с этим утверждением, как и с многими другими высказываниями великого советского педагога Антона Семеновича Макаренко. Неужели человек, чьи наработки легли в основу всей системы воспитания в начале XX века, ошибался? Рассмотрим 7 самых противоречивых утверждений Макаренко и оценим их с точки зрения сегодняшних взглядов на педагогику.
“Если вы не воспитываете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитываете”
Странно слышать такое в отношении детей. Сегодня мамы и папы всеми силами ограждают своих любимых чад от жизненных бурь и невзгод. Соломка подстилается везде, где только можно. Но Макаренко считал, что только коллективный труд и строгая дисциплина смогут выковать честного и порядочного человека из любого хулигана.
В его трудовых коммунах были созданы именно такие условия. Многие современники не одобряли столь жесткие меры. Однако результат говорил сам за себя. Воспитанники Антона Семеновича, состоявшие из трудных подростков, малолетних преступников и выходцев из неблагополучных семей, поражали окружающих своими нравственными качествами и отличным поведением.
Сам Макаренко по этому поводу говорил, что «советская педагогика не признает врожденной преступности». Своих подопечных он считал личностями и относился к ним соответственно.
“Отец, выплачивающий алименты, является врагом своему ребенку”
Такая позиция сегодня вызывает много споров. Большинство современных отцов с ней не согласится. Принято считать, что сохранение семьи ради детей — неоправданная жертва, а брак без любви — пустая трата времени. Как результат, семьи распадаются, а число разводов растет с каждым годом. Мужчины выплачивают алименты своим детям, которые остаются с родными матерями, считая себя героями и благодетелями.
Макаренко имел другую точку зрения. Он был уверен, что когда один из родителей покидает семью, семейный коллектив разрушается. А если нет коллектива, то и о правильном воспитании не может быть и речи. Педагог призывал мужчин и женщин подавлять свои чувства и порывы ради сохранения брака. Ведь воспитание будущего гражданина и хорошего человека является более важной задачей, чем устройство собственной личной жизни.
“Воспитание единственного сына или дочери — гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей”
Современные реалии не позволяют парам заводить больше двух, реже трех детей. Молодые супруги хотят подольше пожить для себя, избегая лишних хлопот. Когда же они чувствуют себя готовыми к родительской роли, то чаще всего решаются на одного малыша. Жизнь дорожает, доходы населения падают. В связи с этим понятно желание сегодняшних мам и пап дать своему единственному ребенку все самое лучшее. На двух, трех и более уже не хватает ни средств, ни сил, ни энтузиазма.
Антон Семенович в этом вопросе однозначен, выступая сторонником большой семьи. По его мнению, там, где много детей, всегда весело и шумно. Проблемы решаются сообща. И радость, и горе делятся на всех. Закладываются первые дружеские отношения.
Если в семье только один ребенок, то ему очень одиноко. Ссылаясь на собственные наблюдения, педагог утверждает, что самые большие сложности в воспитании возникают именно при такой семейной модели.
Редки случаи в практике Макаренко, когда единственный отпрыск вырастал хорошим культурным человеком и достойным гражданином своей страны. Поэтому он выступает за многодетность, как единственно верную модель семьи.
“Задача нашего воспитания сводится к тому, чтобы воспитать коллективиста”
Антон Семенович выстраивал свою педагогическую систему, опираясь на коллектив и трудовую дисциплину. Он был убежден, что индивидуальный подход губителен для нравственности и моральных качеств его подопечных.
Современные родители, педагоги и детские психологи придерживаются противоположной точки зрения. На первое место выдвигается личность ребенка, его индивидуальные качества и особенности.
Основные воспитательные меры сводятся к тому, чтобы понять детские чувства и эмоции. А это требует тщательной вдумчивой работы с каждым воспитанником отдельно. Принцип Макаренко здесь не применим.
“Наказание должно назначаться только в том случае, если действительно нарушаются интересы коллектива, и если нарушитель открыто и сознательно идет на это нарушение, пренебрегая требованиями коллектива”
Подход к наказанию сегодня сильно изменился. И эта трансформация напрямую связана с принципом индивидуального подхода к воспитанию. Родители больше не ориентируются на общественное мнение и интересы коллектива, в котором находится ребенок.
Все больше мам и пап выстраивают невидимый барьер между своим любимым чадом и его окружением. Все меньше взрослые интересуются, с кем дружат их дети, как они чувствуют себя в коллективе, и как коллектив настроен по отношению к ним.
Конечно, соблюдение общепринятых норм поведения по-прежнему важно в любой воспитательной системе. Однако в системе Макаренко этот момент занимает главное место. Попрание интересов товарищей имеет не меньшее, а то и большее значение, чем ущемление собственных прав.
Эгоизм, по мнению великого педагога, – один из худших пороков. Только в процессе выстраивания крепких дружеских связей и полезной деятельности во имя достижения общей цели формируется гармоничная личность и нравственный характер.
“Педагогика, как известно, решительно отрицает любовь, считая, что «доминанта» эта должна наступать только тогда, когда неудача воспитательного воздействия уже совершенно определилась”
Сегодня любовь выступает опорой и базисом любой воспитательной системы. Безусловная родительская любовь, активное слушание, сочувствие – три столпа современного подхода к воспитанию. Считается, что ребенок, лишенный любви, становится недоверчивым и агрессивным. Он отдаляется от родителей и других значимых взрослых в своей жизни, замыкается в себе.
Насколько такой подход разнится с принципом Антона Семеновича, который использует это чувство очень дозированно. А в воспитательной практике в первую очередь полагается на дисциплину, строгий контроль и четкую организацию.
“Убежден в том, что науку психологию нужно создавать заново. Индивидуальную психологию считаю несуществующей. Независимо от вышеизложенного люблю психологию. Считаю, что ей принадлежит будущее”
Макаренко четко дает понять, насколько презирает классические постулаты психологической науки, в центре которой — отдельная личность. Современные детские психологи не согласятся с советским педагогом, как и большинство родителей.
Все методики исследования и работы с детьми сегодня основаны на личностном подходе: консультации, приемы, тесты. С каждым ребенком проводится индивидуальная беседа. По результатам тестирования и наблюдения специалист дает рекомендации.
Несмотря на воспитательные принципы, противоречащие современным методикам, к рекомендациям Антона Макаренко стоит прислушаться. В большинстве вопросов его взгляды созвучны с сегодняшними наработками в этой области.