Первая неделя августа 2019 года была провозглашена Всемирной неделей грудного вскармливания. По этому случаю мы решили вспомнить несколько картин, на которых изображен этот мотив, и проследить, как художники изображали процесс в разные времена. Отметим, что тема единения матери и младенца популярна в живописи разных эпох, и ей посвящено множество произведений искусства. И они дают нам ответ: как относились к грудному вскармливанию люди 50, 100, 200 лет назад, и что изменилось в настоящем.
«Сенокос», 1820-е годы, автор: А. Г. Венецианов
Алексей Гаврилович окунает нас крестьянский быт, а именно, в период уборки сена. Женщины из этого сословия не могли себе позволить «декретный отпуск». Да и понятия такого в те времена не было. Поэтому кормили грудью прямо на поле. В перерыве между работой. Мы видим, что мать занята не только младенцем, но и старшей дочерью, которая, наверняка, должна присматривать за крохой, пока родительница занята в поле.
«Жница», 1871 году, автор: К. Е. Маковский
На этой картине изображен схожий сюжет, но кое-что в ней настораживает. А точнее, наряды крестьянки и ее старшего ребенка. Они праздничные, совсем не подходящие для изнуряющей работы на страде. Константин Егорович любил романтизировать старину, и эта картина относится к декоративным, а не бытовым-документальным. Однако желание облачить крестьянку в праздничный наряд может говорить о желании художника показать всю красоту этого естественного процесса.
«Выздоравливающая», 1889 год, автор: К. В. Лемох
Карл Викентьевич изображал крестьянскую жизнь без прикрас. На этой картине виден скромный быт обычный семьи. Мать кормит младенца грудью между делом, ведь ей нужно заботиться и о других малышах, в частности, о выздоравливающей дочке. Что ж, забота о самых маленьких детях хоть и была важной частью жизни крестьянок, но отнюдь не единственной.
«Кормилица с ребенком», 1912 год, автор: З. Е. Серебрякова
А вот и женский взгляд на животрепещущую тему. Зинаида Евгеньевна ставит кормилицу на первый план, демонстрирует ее женственность, пышущую здоровьем красоту. Младенец на картине — Татьяна (Тата), дочка художницы, которая родилась в 1912 году. Видимо, тема грудного вскармливания была близка автору в тот момент жизни, поэтому полотно получилось столь жизнеутверждающим и теплым.
«Мать, жена художника с сыном Кириллом», 1915 год, автор: Б. Д. Григорьев
Хоть героиня картины и смотрит в сторону, улавливается телесная связь матери и младенца. Никакие детали не отвлекают зрителя от центральной фигуры полотна. Все внимание сосредоточено на матери и ребенке, которые будто светятся нежностью. Можно уловить неспешность движений, отсутствие суеты и умиротворенность.
«Родился новый человек», 1938 год, автор: Б. С. Жарков
Не обошла тема кормления грудью и соцреалистический жанр. На полотне изображена сцена из родильного дома. Все персонажи картины счастливо улыбаются, лица матерей добродушные, наполненные нежностью. Обилие света и пастельные тона настраивают зрителя на позитивный лад. Однако у советских рожениц часто складывались иные впечатления о пребывании в роддомах, и многие вспоминают подобный опыт, как довольно непростой.
«Мама», 1964 год, автор: А. А. Пластов
Аркадий Александрович часто обращался к теме материнства в своих работах. На этой картине он знакомит зрителя со сценой деревенского быта: кормлением младенца. Обилие ярких красок создает позитивное восприятие сцены. Хочется затаить дыхание, чтобы не спугнуть кроху и не нарушить тихий покой.
«Кормилица», 2013 год, автор: С. П. Слесарский
Хоть картина и современная, но изображена на ней сцена дореволюционного быта. Малыша кормит не мать ребенка, а другая женщина — кормилица. Ее вид пышет здоровьем, на щеках румянец (в противовес аристократической бледности девочки, которая с любопытством смотрит на процесс). Обычай нанимать крестьянок на эту должность бытовал среди высших сословий. Однако подходила не любая женщина, а та, кандидатуру которой одобрят медики. К примеру, царские семьи внимательно следили за санитарным состоянием близлежащих деревень, откуда и брали кормилиц для наследников.
Вывод очевиден: кормление грудью во все времена вызывало особый трепет у художников, как и тема материнства в целом. И ничего удивительного, ведь именно этот процесс олицетворяет нежность, женскую заботу о ребенке и преемственность поколений.