Англичане говорят: не воспитывайте своих детей, воспитывайте себя. В России тоже есть поговорка на этот счет «от осинки не родятся апельсинки». Смысл их примерно одинаков. Хотите видеть своего ребенка успешным – займитесь самовоспитанием. О сложном искусстве взращивать в детях лучшее рассказывает психолог Юлии Гиппенрейтер. Она предлагаем родителям 5 «золотых» правил, которые помогут в воспитании подрастающего поколения.
Ваша самореализация – лучший пример для ребенка
Известный психолог Маслоу (тот самый, который составил знаменитую пирамиду потребностей) около полувека назад провел исследование. Предметом изучения стали успешные и довольные жизнью взрослые. Психолог пытался выяснить «механизмы» их счастья и понял, что секрет кроется в самореализации этих людей.
Исследуемые работали по выбранным или профессиям и делали это «играючи», Маслоу заметил: такие люди меньше злятся, уважительно относятся к окружающим, глубоко любят своих близких, горячо любимы в ответ. Имеют надежных, верных друзей.
Чтобы ребенок вырос в довольного жизнью взрослого, нужно чтобы с детства он «впитывал» эту атмосферу.
Свобода в развитии – жизненно важная необходимость
Кривая жизни выглядит следующим образом: вначале – резкий подъём, затем – замедление, а что происходит на точке взросления – остановка, падение или рост – зависит от первого этапа. Человеку с рождения даны жизненные силы, потенциал, любознательность. Однако родители часто «гасят» зачатки всего этого в детях.
Малыш хочет исследовать мир – ему говорят «сиди смирно». Он пытается узнать новое – ему отвечают «не задавай глупых вопросов». Чем чаще родитель упрекает ребенка за любознательность, тем скорее убивает в нем всякую инициативу. Результат – безвольный, скучающий взрослый, который живет «по накатанной».
То же касается наказаний. В большинстве случаев – это акт подавления воли маленького человека, если его желания не совпадают с желаниями взрослого. «Делаешь, что скажу – получаешь награду, не делаешь – наказан». Такая методика воспитания довольно быстро испепеляет в ребенке инициативу развиваться в своем индивидуальном ключе.
Ошибка – необходимый жизненный урок
Мария Монтессори говорила о том, что необходимо дать ребенку возможность делать что-то самостоятельно. Неумело завязывает шнурки, патается постичь новую высоту, сделать что-то своими руками? Пускай, рано или поздно у него это получится.
Нередко родители буквально выхватывают все у детей из рук: «Дай, я сам(а) сделаю». Дают им готовые ответы, вместо того, чтобы позволить найти их самостоятельно. Не нужно пытаться «облегчить» ребенку жизнь отгадками и инициативой сделать все за него. Проявите уважение к попыткам малыша познать этот мир по-своему, методом проб и ошибок.
Учеба – не обязанность
С большой проблемой сталкиваются родители школяров: у их детей нет мотивации учиться. А все потому что «надо», а не «интересно». Человек хочет понять суть книги, принцип арифметического действия, а ему говорят: «учи наизусть». Отсюда возникает неприязнь к процессу.
Понять за ребенка математику или физику невозможно. Но возможно понаблюдать за ним, найти «слабые» места и перенести сложный пример на понятные для него вещи. Учиться «не по-школьному», а на живых примерах, исходя из интереса, гораздо проще.
«Спокойствие и только спокойствие»
Счастливыми вырастают не те дети, которые «на зубок» усвоили, что значит послушание, а те, кому позволили самостоятельно принимать решения. Родители «пичкают» детей подсказками с самых первых шагов, контролируют каждое действие. Но ребенку нужно не это.
Ему необходима самостоятельность. Пусть сам решает, когда учить уроки, как сидеть на стуле, разложить свои вещи или организовать день, чтобы все успеть. Постоянный контроль, упреки, наставления лишают стремлений и желания жить.
Хотите помочь ребенку – расслабьтесь, а лучше – займитесь собственной жизнью, чтобы стать достойным примером для вашей крохи.