Игрушки в жизни детей играют очень важную роль. С их помощью малыши не только разнообразят время игры, но и учатся познавать мир. Узнают цвета, запоминают фигуры, знакомятся с новыми тактильными ощущениями. Но не все игрушки, которые предлагает нам современный рынок, необходимы ребенку. Многие из них не дают воли фантазии, а соответственно тормозят развитие малыша. Предлагаем ТОП-10 полезных игрушек, которые обязательно должны быть у вашего ребенка:
1. Пирамидка (детям 1-4 года)
Очень полезная штука для того чтобы научиться различать формы, развивать логическое мышление, учить координации рук. Но не всякая пирамидка одинаково хороша для развития. Наилучшим вариантом станет игрушка на устойчивом прямом стержне (не конусообразном) с колечками одного цвета. Казалось бы довольно скучная игра для ребенка. А на самом деле, это идеальный вариант быстро научить чадо соотношению «большой-маленький». Если кольца будут цветные, ребенок скорее запомнит порядок цветов, нежели придет к понимаю, что правильно сложить нужно только от большого к меньшему. Пирамидкой можно интересно играть как в годик, так и в четыре. Сначала задача будет стоять научиться нанизывать кольца на стержень, позже – надевать их правильно. А потом можно будет учиться соотношению: большое колечко, станет печеньем-угощеньем для большого медведя, маленькое – для маленького мишутки.
2. Матрешка (детям 1-3 года)
Универсальная игра для деток, принцип которой, чем-то напоминает пирамидку. Ребенку нужно научиться понимать, чтобы сложить игрушку, нужно в большую куколку поместить самую большую из оставшихся кукол, и никак иначе. Игра в матрешки, пожалуй, идеальный вариант обучению соотношения. Кроме того, с ней можно играть как с обычными куклами, разыгрывать сказочные сценарии или устроить с ними чаепитие.
3. Вкладыши Монтессори (детям 1-6 лет)
Известная врач и педагог Мария Монтессори разработала очень эффективную систему обучения для маленьких деток на основе рамок-вкладышей. По ее разработкам создано массу современных игрушек. Но лучше у себя иметь такую какой ее задумала создательница – простая рамка с вкладышами одинакового цвета. Каждое отверстие строго соответствует своему вкладышу. Так ребенок учится логическому мышлению, пониманию формы и пространства. Благодаря тому, что фигурки не отличаются по цвету, ребенок запоминает контуры именно фигуры и не отвлекается на цвет.
Позже, когда малышу станет уже совсем просто разбираться с этой головоломкой, можно предложить ему проделать все то же самое, но с закрытыми глазами. Потом можно усложнять, к примеру, играть наперегонки или к нужным фигурам добавлять ненужные. Шестилетки могут использовать фигурки-вкладыши как трафарет для рисования. Это очень удобно и занимательно, кроме того, послужит своеобразной подготовкой к школе.
4. Мягкая игрушка или кукла (детям 1-7 лет)
Каждый ребенок имеет свою любимую игрушку-друга. Чаще всего это небольшой плюшевый зверек, с которым малыш не расстается – гуляет, спит и даже ест. У девочек эту роль может сыграть кукла. Такая дружба между ребенком и его игрушкой очень полезна для его развития. Таким образом, формируются чувства ответственности, милосердия, заботы. Малыш ведет со своим игрушечным другом настоящий диалог, фантазирует условия игры, переносит в этот выдуманный мир то, чему его уже научили родители. Очень интересно понаблюдать за такой игрой. Родители очень четко могут увидеть, на что обратить особое внимание при воспитании их ребенка. К примеру, если малыш разыгрывает сцену где бьет свои игрушки или игрушки дерутся между собой – нужно сократить время перед телевизором, понять не страдает ли ребенок в семье на недостаток общения со взрослыми.
5. Посуда (детям 1-8 лет)
Очень важную роль в развитии ребенка играет детская посудка. Она подходит не только девочкам, как принято считать, но и мальчикам.
Еда в жизни человека занимает главное место. Ведь от культуры еды и здорового питания зависит качество нашей жизни. Ребенок подсознательно копирует поведение взрослых и в играх с посудой, все приобретенные знания закрепляются. Малыш кормит из ложечки мишку супом, накалывает на вилку картошку и дает зайцу, угощает куклу чаем на блюдечке. Все это очень важно не только для правильного психологического развития, но и для укрепления навыков мелкой моторики, развития логической мысли. Позже игры с посудой станут очень важным шагом к пониманию азов деления, добавления, вычисления. К примеру, в процессе игры возникает необходимость разделить одно яблоко между тремя «гостями» или сколько нужно добавить тарелочек, если к «обеду» позвать маму, папу и кошку.
6. Мяч (без ограничения по возрасту)
Мячики в игрушечном арсенале малыша должны быть самые разнообразные. Маленькие прыгуны для игр в комнате, побольше – чтобы было чем заняться на прогулке, большие надувные – для пляжных игр. Все они должны быть разных цветов и сделаны из разных материалов.
7. Конструктор (детям 1-6 лет)
Конструктор – очень хорошее изобретение для развивающей игры. Во время занятий с элементами конструктора, в голове ребенка происходят мощнейшие развивающие процессы. Годовалый ребенок может сортировать детальки по цвету или по форме. Двухлетка будет строить свои первые башенки, трехлетний малыш придумает, как с конструктора сделать стол и стул для мишки-папы и мишутки-ребенка. В 5-6 лет, дети разыгрывают настоящие истории, где конструктор превращается в ферму, космодром или пожарную часть.
8. Фигурки животных (детям 1-6 лет)
Такие фигурки одинаково интересны для годовалого ребенка и для школьника. С их помощью можно придумать очень много разных игровых сценариев: ферма, джунгли, подводный мир. Самые маленькие детки могут учиться различать фигуры животных, запоминать какие звуки они издают. А еще можно выучить, кто, где живет, сколько ног имеет и что любит кушать.
9. Авторские игры Б.П. Никитина (детям 1-6 лет)
Легендарный педагог и интеллектуал Борис Павлович Никитин внес неоцененный вклад в систему раннего развития детей дошкольного возраста. Его интеллектуальные изобретения впервые оценили в Германии, где начали открывать учебные заведения по его принципиальным засадам.
Борис Павлович предлагает очень простые игры по своей сути, но очень эффективные для раннего развития малыша. Игра «Сложи узор» развивает логическое мышление и аналитические способности ребенка, дает волю пространственному воображению, тренирует память. Игра «Сложи квадрат» чем то напоминает упражнения с узорами, но она более серьезная. Рекомендуется для деток от 3-х лет. Стимулирует развитие математических навыков мышления, развивает логику.
«Кубики для всех» — непростая игра для ребенка. Не каждый взрослый с первого раза поймет, какие правила игры. Этим кубики Никитина и важны для развития ребенка. Играя вместе с родителем, ребенок учится не пасовать перед трудными задачами. Игра развивает понятие объемной фигуры, учит абстрактному мышлению и нестандартным логическим решениям.
10. Азбука на магнитах (детям 3-7 лет)
Научить ребенка показывать правильную букву в книжке несложно. Но это еще не называется, что он умеет читать. Как показывает практика, наиболее удачным пособием для того, чтобы в игровой форме, научить малыша читать, является магнитная азбука. Каждую букву можно подержать, запомнить ее объемы, ощутить в руке. Зная названия этих букв, сложить первые «мама» и «папа» будет не только просто, но и очень интересно. Со временем с помощью магнитных букв можно оставлять смешные послания друг другу.