Мама говорит ребенку:

«Ты моя умница! Как я люблю, когда ты получаешь пятерки!»

Или такую фразу:

«Как красиво ты нарисовал цветочек!»

Казалось бы, очень положительные, добрые фразы, которые многие дети ежедневно слышат от своих родителей. Но разберем подробнее: а действительно ли они так хороши и безвредны?

«Какой же ты у меня молодец!»

Мамы часто говорят своим детям о том, что они — молодцы? Вероятно, да.

Эта фраза считается лучшей для выражения одобрения правильных действий отпрыска. Но, как считает психолог Яна Финаженкова, слово «молодец» не обладает уникальным смыслом. Ребенок, слыша его, не может понять за что именно его похвалили. Следовательно, он не может быть мотивирован на продолжение или повторение прогресса.

Развитие и успех никак не связаны с этим словом и не являются его продолжением.

«Ты получил пятерку, я горжусь тобой!»

Какой родитель не радуется, если ребенок учится хорошо и приносит высокие оценки? Здесь тоже нужно быть осторожными и хвалить правильно — не за саму оценку, а за старания, проявленные ребенком.

Согласно исследованиям американской психологической ассоциации, похвала за оценки ведет к зацикливанию на самой отметке. Ребенок расстраивается, если учитель ставит не высший балл, а со временем проблема усугубляется — развивается образ идеала.

Ученые отмечают, что дети, которых хвалят за хорошие оценки, чаще страдают от депрессивных состояний, тревожности или расстройств пищевого поведения.

«Ты у меня самый умный!»

Для родителей их малыш — самый лучший на свете. А если он хорошо учится или легко справляется со сложными заданиями на олимпиадах, почему бы не отметить это вслух?

Ярлыки, повышенные на детей еще в раннем детстве, влияют на характер. Использовать в похвале сравнительную степень в корне неправильно.

Психолог Дмитриева рассказала, что использование слова «самый» побуждает ребенка к постоянному сравнению своих действий, поступков, успехов с другими детьми. Опасность состоит в том, что результат не всегда будет в пользу ребенка.

«Ты так красиво нарисовал, мне очень нравится»

Ребенок впервые нарисовал цветочек или домик? Родители радуются и стараются сообщить об этом своему малышу. Что может быть плохого в этой положительной фразе?

Доктор Лора Маркхам поясняет, что дети показывают родителям рисунки не для получения оценки своего труда. Специалист ссылается на исследование, которое показало, что после получения одобрения со стороны родителей дети боятся рисовать что-то сложное.

Причина на поверхности — у них появляется страх, что они не получат заветного одобрения. Психолог советует не оценивать результат, а принимать участие в процессе.

«Ну-ка, не плачь, ты же будущий мужчина!»

Большинству отцов кажется, что их сыновья должны вырасти настоящими потомками Чингисхана, поэтому слезы — точно не про них. Часто можно услышать фразу:

«Ай-яй-яй! Такой большой, а плачешь!»

Разве можно плакать? Оказывается, можно. Даже нужно!

Дети по силе эмоций в несколько раз превосходят взрослых. Поэтому нельзя запрещать малышам проявлять свои чувства.

Психолог Алла Брюханова объясняет, что мальчик в процессе взросления должен научиться испытывать весь спектр чувств — как радостных, так и грустных. Слезы — это нормальная реакция нервных клеток на раздражение. Это наша способность сопереживать, а не проявление слабости.

Фразы, которые на первый взгляд кажутся положительными, на самом деле могут нанести немало вреда. Большинство проблем родом из детства, в их основе лежит родительское воспитание. Мы, родители, сами программируем в дочерях и сыновьях стремление к эталону. Но ведь идеальных людей нет! Нужно не наставлять, а показывать на собственном примере и больше времени проводить со своими детьми.

А вы хвалите своих детей? Какие слова используете для этого? Напишите в комментариях!

Оригинал