Середина учебного года – трудная пора. И даже зимние каникулы не спасают! Ребёнок становится несобранным, хуже спит, жалуется на головную боль. Всё ясно – переутомился. А учебную планку надо держать на высоте. Можно ли успешно победить усталость без лекарств?

Успех приходит к тому, кто умеет чётко организовывать своё время. Это правило, ксожалению, большинство «заучивает» во взрослом возрасте. А нужно бы в детском: привычка к жёсткому ритму даёт организму дополнительные ресурсы, приучает к организованности, повышает работоспособность. Ритм – это режим дня, как бы скучно это ни звучало. Стоит обсудить вместе с ребёнком его жизнь по расписанию. Есть три главных принципа: ложиться-вставать, есть, садиться за домашние задания нужно в одно и то же время. Всё остальное можно делать в более вольном графике.

Итак, начнём?

Время сна – это святое: в любом возрасте ребёнок должен высыпаться. Школьнику 7–10 лет для этого нужно 10–11 часов, 10–14 лет – 9–10 часов, более старшим – 8 часов. Поскольку вставать желательно за час до школы – считайте, во сколько ученику нужно ложиться.

Теперь о еде. Обед – через полчаса-час после возвращения из школы, полдник – спустя 2–2,5 часа, ужин – не позднее 20.00.

Оптимальное время сесть за домашние уроки для школьников младших и средних классов – в 15.00, для старшеклассников – в 16.00.

Не забывайте, что 2–3 часа желательно выкроить для прогулок.

Важно!

Чтобы сэкономить время на выполнение уроков дома, лучше начинать с лёгких заданий, затем переходить к более сложным. Раз в полчаса нужен перерыв с физкультпаузой. Если ребёнок учится во вторую смену, уроки нужно делать только утром, с 8–8.30, чтобы оставить время на отдых перед школой.

Перезагрузка обязательна!

Наши дети ежедневно дольше сидят, чем спят. А это непосильная нагрузка для позвоночника, мышц, сосудов. Итог – усталость, головные боли, боли в спине, слабость. Выход один – разгрузка. Проще всего – повторять упражнения, которые ребёнок делает в школе на физкультминутках (для эффективности воздействия программа ежемесячно меняется, к тому же рассчитана на определённый возраст). Можно подобрать их и самостоятельно.

Физкультпауза должна включать в себя несколько упражнений:

потягивания;

наклоны и повороты тела;

приседания;

поднимание и опускание рук, встряхивание кистей.

Идеальный вариант – шведская стенка. Посидел – переключился: держась за перекладину, повисел, подтянулся несколько раз, выгибаясь, отвёл назад одну ногу, потом вторую. Младшеклассникам разрузить позвоночник помогают игровые упражнения. Например, «Кошка»: встав на четвереньки, упираясь прямыми руками в пол, нужно хорошенько прогнуть спину вверх-вниз. Экспресс-гимнастику старшеклассников можно дополнить выпадами с опорой на одну, а потом на другую ногу.

Совсем неплохо, если у ребёнка войдёт в привычку, когда он сидит, время от времени двигать ступнями вперёд-назад, ставить их вместе и врозь, на несколько секунд, выпрямив спину, втягивать живот.

Важно!

Если есть проблемы с позвоночником – плохая осанка, начальная стадия сколиоза, боли в спине, – обязательно проконсультируйтесь у врача-ортопеда по поводу специальной гимнастики, заниматься которой нужно каждый день.

Не забывайте и о гимнастике для глаз

Эти упражнения врачи-офтальмологи рекомендуют делать каждый час во время приготовления уроков:

посмотреть вверх, затем вниз;

посмотреть вправо, затем влево;

посмотреть, переводя взгляд по диагонали, вправо-влево;

«нарисовать» взглядом круг;

крепко зажмурить глаза на 3–5 секунд, открыть на 3–5 секунд.

Каждое движение рекомендуется повторять по десять раз. Закончив одно, несколько секунд поморгать и приступать к следующему. После гимнастики нужно закрыть глаза и, приложив к векам ладони, посидеть минуту-две.