Никто из родителей не хочет вредить свои детям, занижая их самооценку. Но многие поступки и сказанные мимолётом слова могут всё испортить. Мы хотим вырастить скромного и вежливого малыша, уберечь его от возможных жизненных разочарований, трудностей и «плохих» людей, с которыми он может столкнуться в жизни. Вот 7 опасных ситуаций, которых стоит избегать в общении со своим ребёнком, особенно если вы не хотите вырастить закомплексованную личность.
1. Мы чрезмерно критикуем ребёнка
Многие родители дают «характеристику» ребёнку исходя из обычных проступков: разлил чай – «растяпа», сломал игрушку – «что ты всё ломаешь», споткнулся – «балда»…
Кто-то любит сравнивать своих детей с соседскими: «Вот посмотри на Катю, как она аккуратно кушает, а ты…». При этом мы даём понять ребёнку, что его поведение, да и он сам нас совершенно не устраивают.
2. Мы не умеем доверять детям
Давайте вспомним, сколько раз мы говорили такие фразы: «Не надо, я сама», «пусть папа сделает, у него лучше получается», «дай мне, а то опять всё испортишь»…
А ведь у дошкольников чувство собственного достоинства формируется на основе двух способов: благодаря оценке окружающих и, исходя из того, что они могут делать самостоятельно.
Когда заботливая мама бегает за пятилеткой по площадке, чтобы он случайно не упал, она лишает его самостоятельности. Так он поймёт, что ничего не может делать сам, потеряет уверенность. Необходимо позволить детям проявить себя, пусть они учатся полагаться на свои силы, так уверенность в себе у них будет только крепнуть.
3. Завышенные ожидания
«Сыграй нам вальс. Как не можешь? Ты же неделю занимаешься! Тоже мне», «Сделай сальто назад и двойной кувырок! Чего-то криво, ты вообще стараешься?», «Я вот книгу принёс, которую читал в институте, давай и ты учись»… После таких высказываний реакция ребёнка не заставит себя долго ждать, он уже сделал выводы насчёт себя.
Бывает, что заботясь о ребёнке, мы случайно ему вредим. Когда мама помогает с уроками, она должна исходить из возраста малыша. Поэтому не стоит давать ему сложные объяснения, постарайтесь донести информацию так, чтобы ребёнок её понял. И не стоит критиковать, если он не может что-то решить.
4. «Выученная беспомощность»
Биолог Дмитрий Жуков очень хорошо описал понятие «выученной беспомощности» в своей работе «Стой, кто ведёт?», когда человек попадает в ситуации неконтролируемого стресса. Он возникает, когда человек не может предсказать ситуацию или воздействовать на неё.
В этом состоянии появляется ощущение отчаяния, когда от тебя ничего не зависит, поэтому не стоит на что-то претендовать. И родители часто создают такие ситуации.
Например, ребёнок долго просит что-то купить, но родители отказывают. И в тот момент, когда он уже отчаялся, вдруг, получает долгожданный подарок. Малышу непонятна ситуация и поведение родителей.
С помощью «неконтролируемого стресса» дрессируют животных, подавляют волю, управляют людьми. Например, перекрашивание газона в армии или двойка по предмету за то, что плохо себя вёл. Чем больше непонятно поведение «главного», тем послушней будет «подчиненный».
5. Чрезмерное давление
Когда мы постоянно требуем от детей то, в чём они не могут добиться успеха. Когда ребёнок сталкивается с трудностями и постоянно терпит неудачи. Всё это приводит к тому, что его самооценка и вера в себя будет равна нулю.
Не стоит сильно давить на детей, давайте им почувствовать «вкус победы». Создавайте ситуации «успеха».
6. Зацикливание на неудачах
Конечно, легче поругать ребёнка за плохую оценку или рваные штаны, чем похвалить за какую-то мелочь. Если родители игнорируют все те положительные моменты, которые произошли с малышом, но акцентируют внимание на его неудачах, то такое поведение не поможет поднять самооценку ребёнка.
7. Боязнь повлиять на самооценку
Те родители, которые понимают, что их поведение и слова влияют на самооценку ребёнка и поэтому стараются сдерживаться, не ругать и не упрекать малыша, рискуют нанести не меньший вред, чем те, кто не придерживается этих правил.
Не стоить впадать из крайности в крайность. Малыш должен знать, что любой поступок влияет на «мир», жизненный уклад семьи. Объясняйте важность хороших поступков и давайте понять, что негативные последствия плохих действий можно и нужно исправлять.
Каждый родитель хочет для своего ребёнка самого лучшего. И, конечно, наше поведение, фразы, доверие, влияют не только на самостоятельность детей, но и на их самооценку. Ведь людям, не страдающим комплексом неполноценности намного проще жить в мире, чем личностям с заниженной самооценкой, которые привыкли к постоянным разочарованиям от всего происходящего в мире.