Рассказываем, как младенцы распознают лица и как родители могут повлиять на отношение детей к разным расам уже в возрасте 6 месяцев.
Ребёнок уже через несколько часов после рождения может отличить лицо мамы от лиц других людей. С таким утверждением выступает профессор психологии Ратгерского университета (Нью-Джерси, США) Ванесса ЛоБью (Vanessa LoBue), которая много лет занимается эмоциональным развитием младенцев. В круг интересов профессора входит вопрос, как новорожденные распознают лица и их эмоциональные выражения.
Эксперименты по распознаванию лиц
Труды нескольких учёных, а также результаты собственных исследований позволили Ванессе предположить, что буквально с первых моментов жизни у детей получается распознавать лица.
Коллеги Ванессы из Американской академии педиатрии провели эксперимент. Сорока новорождённым, возраст которых в среднем составлял 9 минут, показали картинку с тремя лицами. Первое лицо было обыкновенным, на втором — брови, глаза, нос и губы расположили в беспорядке, третья рожица была пустая. Листочек медленно передвигали по одной линии и следили за взглядом младенцев. Новорождённые останавливали взгляд на обычном лице гораздо дольше, чем на других. Это позволило предположить, что дети уже рождаются с «отзывчивостью» к человеческому лицу.
Такие рожицы показывали младенцам во время эксперимента.
А уже через несколько часов после рождения малыши искусно отличают лицо матери от других. Также учёные считают, что буквально за пару дней дети учатся с помощью разных выражений лица распознавать основные эмоции: грусть, радость, удивление.
Около трёх месяцев малыш тратит на то, чтобы научиться идентифицировать лица «своих» (кроме мамы — её он знает с самого рождения) и «чужих». К пяти месяцам он умеет не только считывать эмоции, но и демонстрирует их самостоятельно. Причём печальное выражение лица будет сопровождаться соответствующей интонацией в голосе. В полгода способность младенцев распознавать и маркировать выражения лица приближается к компетенции большинства взрослых.
К первому году ребёнок считывает эмоции как информацию, которая помогает ему действовать в новых ситуациях. Например, кроха учится ходитькроха учится ходить. Он аккуратно поднимается и замирает в позиции с опасным наклоном, смотрит на лицо своей мамы в поисках одобрения/предостережения. Или другой пример: малыши соглашаются спуститься с горки, только когда мама улыбнётся, и пятятся, когда видят её грозное выражение лица.