Японец Масару Ибука — разносторонний и очень одаренный человек. Серьезный бизнесмен и один из основателей Sony, он глубоко занимался детской психологией и педагогикой и создал уникальную методику раннего развития детей «После трех уже поздно».
Он всегда подчеркивал, что развивать малыша нужно совсем не для того, чтобы сделать из него вундеркинда. «Основная цель раннего развития — это воспитание счастливых детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат иностранному языку не для того, чтобы вырастить лингвиста или музыканта. Главное — развить в ребенке его безграничные возможности, чтобы стало больше радости в его жизни и в мире», — пишет он.
Мы приводим главные советы по воспитанию из книги Масару Ибука «После трех уже поздно». Для своего времени они были новаторскими, а сегодня становятся нормой поведения для любящих и заботливых родителей.
Главные советы от Масару Ибука
1. С самого детства окружите ребенка лучшими достижениями человечества. Слушайте классическую музыку, показывайте произведения искусства, читайте художественную литературу.
2. Чаще берите ребенка на руки. Тактильное общение играет большую роль в умственном развитии ребенка.
3. Не сюсюкайте с малышом. Разговаривайте с ребенком на взрослом языке с самого рождения.
4. Занимайтесь с ребенком каждый день. Ведь даже одно занятие в день приводит к удивительным результатам.
5. Не ссорьтесь при ребенке. Ваш ребенок очень тонко чувствует негатив и тревогу.
6. Разрешайте малышу спать в вашей постели. Совместный сон оказывает развивающее воздействие на ребенка.
7. Поощряйте желание ребенка общаться с другими детьми. Это отлично стимулирует ум ребенка, соревновательность, стремление быть первым.
8. Не запрещайте ребенку отстаивать свои интересы и даже ссориться. Ссоры развивают навык общения.
9. Не ограничивайте ребенка. Все, что ребенок делает руками, развивает его интеллект и творческие задатки.
10. Хвалите и наказывайте аккуратно. Хвалите за дело, особенно мальчиков, наказывайте редко.
11. Не навязывайте ребенку свои «хорошо» и «плохо». Пусть ребенок сам наберется жизненного опыта с вашей помощью и со временем сам начнет это различать.
12. Побуждайте и поддерживайте интерес ребенка к чему-либо. Создайте для этого необходимые условия.
13. Повторяйте пройденный материал. Это формирует правильные схемы в мозгу ребенка.
14. Ребенку нужна не только мама, но и папа. Не должно быть никаких ограничений в общении между папой и ребенком.
15. Не считайте детские фантазии глупыми. Способность мечтать и фантазировать формирует творческий потенциал ребенка.
16. Не относитесь к ребенку как к своей собственности. Это не так. Кроме того, это может стать причиной неверия ребенка в свои силы.
17. Развивайте тактильные ощущения у малыша. Давайте маленькому ребенку трогать предметы из разных материалов — мягкие и твердые, тяжелые и легкие, гладкие и шершавые.
18. Не покупайте ребенку все, что он просит. Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка, впоследствии ему будет сложно учиться.
19. Предлагайте ребенку игрушки из деталей. Ребенок испытает огромную радость от того, что смог собрать все сам. В эпоху готовых игрушек это большая редкость.
20. Развивайте мелкую моторику ребенка — лепкой, аппликацией, вырезанием и складыванием фигур. Как известно, «ум ребенка — на кончиках его пальцев».
21. Гуляйте с ребенком пешком. Ходьба очень полезна, ведь во время ходьбы задействовано 400 из 639 мышц тела.
22. Когда ребенок чем-то занимается, не придавайте большое значение результату. Ведь для него важен процесс, а не результат. Пусть трудится столько, сколько ему это интересно.
23. Не насилуйте волю малыша. Заставляя его делать что-то против воли, вы подрываете его веру в себя.
24. Стимулируйте проявление нестандартного мышления у ребенка. Стандарты воспитывают стандартного человека.
25. Прежде чем воспитывать детей, нужно сначала воспитать родителей, то есть самих себя.
И напоследок еще одна отличная цитата Масару Ибука:
«Самое лучшее воспитание для ребенка — это материнская любовь. Самое главное занятие для родителей — это воспитание детей. Если они с этим не согласны, зачем же они обзавелись детьми?».