Еще недавно никто не обращал внимания на то, что во многих семьях главным аргументом в воспитании был ремень. Современные психологи чуть в обморок не падают, узнав, что родители растят ребенка с применением силы. Гиппенрейтер, Петрановская, Лабковский и многие другие специалисты кричат о том, что вчерашним методам воспитания нет места в современном мире — они портят жизнь детям. Что именно не нравится им — об этом далее.

Родители заставляют детей заниматься тем, что им не по душе

Родители заставляют детей годами заниматься спортом, играть в шахматы, ходить в музыкальную школу. При этом во многих случаях не учитываются ни реальные способности ребенка, ни его желание. Родители убеждены, что обеспечивают дочери или сыну лучшую жизнь, а все его мучения сейчас нужны для развития и светлого будущего.

Юлия Гиппенрейтер отмечает, что такое развитие ребенка основано только на внешней мотивации. Когда родители устают заставлять и ослабевают хватку, побеждает природное стремление ребенка к свободе.

Вред принуждения, как приема воспитания, связан с тем, что ребенку не дают искать и познавать, радоваться открытиям. Итог нерадостный, ведь в будущей взрослой жизни мальчик или девочка вряд ли сможет выбрать направление по душе. Скорее всего, человек будет заниматься непонятно чем, лишь бы без дела не сидеть.

Мама с папой все делают за ребенка — в этом их забота

В традиционном обществе принято считать, что любовь проявляется в заботе. Родители, пытаясь доказать, что они лучшие для своего малыша, могут чрезмерно опекать его. Современные мамы и папы делают уроки вместо детей, чтобы учитель похвалил их, они же завязывать шнурки 10-летнему сыну, чтобы тот случайно не перетрудился. Некоторые родители сами упрекают себя в лени, если у них не получается заниматься ребенком круглосуточно.

Психолог Анна Быкова уверена, что умеренная лень — это выигрышная стратегия. Родители обеспечивают ребенку базовые потребности до тех пор, пока он не обретает возможность делать все своими силами. Как только это становится возможным, мама с папой должны дать ребенку нужные знания и передать ему ответственность за его жизнь. Только в таком случае взрослые не отбирают жизнь у своих детей, не уводят его от проблем. По мнению Быковой, лишь в таких условиях вырастают самостоятельные и счастливые взрослые.

Родители любят устанавливать нерушимые принципы и границы

Пытаясь установить границы, взрослые используют такие слова как «всегда» и «никогда». Не позволяя отступить от этих принципов, они спрашивают с ребенка, как со взрослого. За любые отступления от правил наказывают. Например, за опоздание домой на 5 минут ребенок может лишиться игр и других удовольствий. При этом взрослые не хотят считаться ни с внешними факторами, ни с особенностями детского мышления.

Психолог Людмила Петрановская предлагает родителям отказаться от такого подхода. Она считает, что взрослым стоит быть более гибкими и начать учитывать детские потребности. За жесткими правилами скрывается неуверенность в себе, которую дети обязательно заметят. И старшим, и младшим будет легче, если отношения станут не холодными и отчужденными, а теплыми и живыми, без всяких жестких шаблонов.

Родители считают ремень главным аргументом в общении с детьми

Увы, легкое рукоприкладство — не редкость во многих семьях. Чаще всего родители оправдывают его собственным опытом. Они вспоминают, как мамы и папы наказывали их ремнем за проступки, а потом делают вывод, что все это пошло на пользу. Возможно, наказать ребенка шлепком легче, чем поговорить с ним по душам и донести мысль о том, что совершенный поступок плохой. Но современные психологи едины во мнении: ремень — худший аргумент в общении с детьми.

Михаил Лабковский утверждает, что рукоприкладство не может быть приемом воспитания. Это не более, чем выплеск агрессии взрослого. Он провоцирует у детей страх. То, что некоторое время это приносит положительные результаты, ничего не значит. На самом деле дети не понимают, за что их наказали, не усваивают уроков и перестают чувствовать себя в безопасности.

Стоит проигнорировать ребенка, и он поймет свою вину

Если родители не знают, как справится с плохим поведением ребенка, они выбирают молчание в качестве наказания. На время делают вид, что малыша не существует. Результат не заставляет долго ждать: всеми способами дитя пытается обратить на себя внимание. Со стороны метод кажется безопасным и тихим, но не все так просто.

Анита Вайакант обращает внимание родителей на то, что в моменты молчания ребенок не думает над своим поведением. Пока мама не замечает его, он переживает потерю близкого человека и считает, что связь с родителями разорвана. Дети сильно зависят от взрослых и во время такого игнорирования они паникуют и переживают сильный стресс.

История воспитания детей полна ошибок. То, что казалось нормальным и правильным совсем недавно, проявляет себя как ложное и вредное для сегодняшних детей. Психологи считают, что современные родители могут все исправить, отказавшись от устаревших приемов воспитания. Важно наконец-то понять, что не все старое и проверенное полезно.